Реформа науки в России
А. Воин
3.4.13
В январе этого года я отправил Министру
образования и науки России Д. Ливанову статью «Реформа науки и образования» и,
как открытое письмо, разместил ее в интернете (http://philprob.narod.ru/publicism/Reform.htm). Ответа на письмо я не
получил никакого, даже уведомления о том, что оно получено и рассматривается, и
думаю, что сам министр не читал ни письма, ни соответствующей статьи в
интернете. Однако это не значит, что моего письма не прочли референты министра
и не позаимствовали из него мои идеи, подсунув их министру в качестве своих
(что полезно для их карьеры). О том, насколько это вероятно, пусть судит
читатель, сравнивая соответствующие места из моего письма (статьи) и недавно
провозглашенного министром плана реорганизации науки.
Во-первых, я в своем письме
объяснял, что давно уже идущая в стране реформа образования не может быть
успешной без реформирования науки, не говоря о том, что реформа науки сама по
себе еще более важна, чем реформа образования.
Вот что я писал по этому поводу:
«Также как реформу среднего
образования нельзя оторвать от реформы высшего образования, так и даже более
того, последнюю нельзя оторвать от реформы науки. А о реформе науки пока что не
идет даже речь.
высшие
учебные заведения, особенно университеты, сами являются не только
образовательными, но и научными центрами. На Западе, например, практически вся
гуманитарная наука сосредоточена в университетах. И качество образования в
современных ВУЗах напрямую связано с уровнем научных исследований, проводящихся
в них. Там, где нет настоящей науки, там и уровень подготовки современных
специалистов, не может быть высоким».
«эффективность
науки в России в разы, если не на порядок, ниже чем на Западе. Это ли не повод
для реформы науки, даже если не связывать ее с реформой образования?» и т.д.
Как видим, не прошло и двух
месяцев, и реформа науки в России началась и вот что сам министр объясняет по
поводу ее причин и плана (Цитирую по статье некого Кисы Воробьянинова
на сайте «Гайдпарк»):
«Обративший внимание на состояние науки глава Минобрнауки
Дмитрий Ливанов
уже в который раз повторил свой тезис, что академическая форма организации науки в XXI веке бесперспективна. "Ее надо менять, и я буду делать для этого все, что от меня зависит",
- заявил министр на радио "Эхо Москвы".
По его мнению, России
надо переходить на форму организации
науки, которая давно зарекомендовала
себя в странах, являющихся в мире научными лидерами, и, прежде всего, в США. Там наука делается в вузах. Именно они должны в России
стать центрами знаний.
Министр привёл два главных аргумента. Во-первых, в вузах нет проблемы молодых научных кадров, что является сегодня
главной головной болью РАН, а во-вторых, сосредоточение науки в вузах поднимет
общий уровень высшего образования».
Есть в плане министра и идеи,
которых нет в моем письме. Во-первых, это создание при министерстве центра
управления наукой, альтернативного Академии Наук. Во-вторых, это омоложение
науки в целом и ее руководства в частности. В то же время в плане министра
отсутствует главная часть моего предложения. Я предлагал не просто реформу
науки, а реформу ее на базе разработанного мной единого метода обоснования
научных теорий, который дает четкие и объективные критерии научности и
позволяет с помощью этих критериев очистить науку от балласта понабившихся в
нее бездарностей. Балласта, который и вызывает снижение ее эффективности,
падение ее авторитета в обществе и еще целый ряд негативных явлений, о которых
я пишу в письме (статье). Референт не мог предложить министру единый метод от
своего лица и потому, надо полагать, и не доложил о нем министру.
Что касается плана министра, как
он есть, то хоть я и поддерживаю его, но считаю, что он мало что даст, если
вообще даст без внедрения единого метода обоснования. Новый центр управления –
это всего лишь перемена мест, два центра управления - это возможный хаос.
Омоложение науки без применения единого метода обоснования может привести к
уходу из нее настоящих больших ученых с
заменой их молодыми бездарностями или посредственностями.
Наука ведь не спорт и делается не мышцами, а мозгами и даром Божьим, а
творческие способности могут сохраняться и развиваться до глубокой старости.
Т.е. критерий должен быть не по годам, а по способности делать настоящую науку.
Нужно еще учесть, что в науке,
еще советской, сложилась и продолжает действовать некая матрица, которая
штампует и обеспечивает продвижение только карьерным посредственностям,
двигающимся малыми шажками в русле протоптанных путей, не угрожая научному
руководству обойти его посредством
крупных идей и революционных прорывов. Поломать эту матрицу чисто
административными методами вряд ли удастся. Для этого нужен единый метод
обоснования научных теорий и даваемые им объективные критерии научности.