Открытое письмо Джорджу Соросу по поводу его книги
«Джордж
Сорос о глобализации»
А. Воин
12.07.06
Прежде всего, я приветствую ваше
благородное намерение поспособствовать улучшению жизни на планете. Я разделяю Ваше мнение, что процесс
глобализации, влияющий на сегодняшнюю действительность и могущий иметь еще
большие последствия в будущем, имеет как положительные, так и отрицательные
стороны. И это требует от нас усилий,
чтобы снизить или компенсировать отрицательный эффект. Я согласен с тем, что
для этого надо усилить роль существующих международных организаций и создать
новые. Я согласен, в общем, с предлагаемой Вами стратегией стимулирования
национальных правительств в направлении достижения всеобщего образования,
улучшения экологии и т. п.
Но я не согласен с тем, что Вы исключили
из рассмотрения в Вашей книге (и соответственно, в предлагаемом Вами проекте
решения проблем, связанных с глобализацией) ценностный аспект. Вы признаете,
что такой аспект существует, но считаете, что вопросы устойчивого развития в
планетарном масштабе, вопросы снижения международной конфликтности и
конфликтности внутри стран можно решить отдельно, чисто институциональными
мерами. А ценностные проблемы решать потом и тоже отдельно. Это ошибка.
Дело в том, что любые реформы, любые
программы и любые институции работают совершенно по разному в разных обществах,
в зависимости от принятой в них системы
ценностей. Недоучет этого приводил Запад ко многим серьезным ошибкам во внешней
(да и во внутренней) политике. И тем не менее Запад и Вы в частности, продолжает
упорно закрывать глаза на эту проблему.
Возьмем для примера историю
хумейнистской революции в Иране. Ей предшествовали реформы шаха Ирана
проводимые в направлении открытого общества, включая демократию, свободное
предпринимательство и гражданское общество. Но включая также систему ценностей,
заимствованную с Запада. Эта система резко отличается от принятой в исламском
мире. К вопросу, какая система лучше и в чем, существует ли оптимальная
общечеловеческая система ценностей и т. д., я
еще вернусь. Сейчас отмечу лишь, что игнорирование Западом, помогавшим
шаху проводить реформы, ценностного аспекта в ситуации привело к тому, что,
несмотря на существенный рост благополучия иранского народа при шахе, несмотря
на полученную им свободу, улучшение медицинского обслуживания и т. д., шах был
свергнут хумейнистской революцией. Игнорирование проблемы ценностей в политике
Запада привело не только к потере
Западом Ирана, как потенциального союзника, но является главной причиной
нынешнего противостояния исламского мира и Запада.
Нечто подобное тому, что было в Иране,
произошло и в России в 90-е годы. При Ельцине Россия рванулась навстречу
Западу, демократии и открытому обществу. Но вместе с демократией,
либерализацией экономики и гражданским обществом Запад навязывал России и свою
систему ценностей. Что значит
навязывал? Конечно не под угрозой пушек. Но еще при существовании Союза, а
теперь России и Украине Запад обуславливает свою экономическую помощь требованием
соблюдения прав человека. Это, вообще говоря,
- форма, пусть мягкого, но навязывания. Такое мягкое навязывание можно
было бы считать приемлемым и даже не применять к нему слова навязывание» ( мол,
хочешь – бери, не хочешь – не бери), если бы речь шла о ценностях безусловно
доказанных. Но до сих пор не существует ни принятой всем миром ( или хотя бы
большинством) системы ценностей, ни общепринятого метода ее обоснования. И,
забегая наперед, скажу, что если такие права человека, как политическая свобода
слова, демонстраций и т. п. соответствует оптимальной для всего человечества
системе ценностей, сформулированной и обоснованной мной, то право на
сексуальные извращения, проституцию и т.п. – не соответствуют. В любом случае
Россия и ее народ при многих недостатках имела высокую духовную традицию и
некоторые из мягко навязываемых ей ценностей этой традиции не соответствуют. В
результате курс Ельцина на демократию и союз с Западом сменился курсом Путина
на тоталитаризм и чуть ли не холодной войной с Западом. Причем никакого путча в
стиле Гитлера Путин не совершал. Он был буквально «посажен на трон» народом и
поныне пользуется широкой поддержкой. Причина этому одна – как в Иране, так и в
России народ не принял навязываемой ему системы ценностей и вместе с ней
оттолкнулся и от много хорошего, что при Ельцине было заимствовано с Запада.
Теперь к вопросу о соотношении разных
систем ценностей. Само собой разумеется, что система ценностей, порождающая
международный террор, - плохая система. Точно также традиционная система
ценностей русского народа, порождающая или способствующая принятию им во всей
его прошлой истории тех или иных форм тоталитарного управления – далека от
идеала. Но это не значит, что в той и другой системе ценностей нет ничего
хорошего.. Точно также, как мне кажется по прочтении Вашей книги, вряд ли Вы
станете утверждать, что система ценностей, принятая сегодня на Западе, -
идеальна. Но даже если я ошибаюсь и Вы считаете ее идеальной, то ведь это надо
еще доказать. Надо убедить народы принять эту, предположим, идеальную систему
ценностей. Убедить аргументами, а не заставить силой или с помощью финансовых
стимулов, иди зомбированием массовой пропагандой.
Итак, помимо институциональных мер
предлагаемых Вами, и обязательно в
сочетании ними, а не порознь,
человечеству сегодня нужны две вещи. Во-первых, - философия, в которой бы
обосновывалась оптимальная для всего человечества система ценностей. Во-вторых,
- достаточно представительная и независимая ни от правительств, ни от
политических партий, ни от религиозных
конфессий форум, на котором такая философия (или несколько конкурирующих
философий , предлагающих каждая свою систему ценностей)могла бы быть обсуждена
и результаты обсуждения донесены до всего человечества.
Я претендую на то, что я такую философию
создал. На базе подхода, развитого мной в моей теории познания, я сформулировал
и обосновал оптимальную теорию морали, отправляясь от того общего, что есть в
природе всех людей и любого общества, независимо от строя, способа производства
и технологического уровня. («Неорацинализм», Киев, 1992). Кроме того, я
применил (с соответствующей адаптацией) развитый мной подход к исследованию
Библии и показал, что мораль и система
ценностей, извлекаемая из ее учения таким образом, совпадают с теми же,
полученными чисто рационально, отправляясь от природы человека и общества («От
Моисея до постмодернизма. Движение идеи», Киев, 1999). Я могу поделать такую же
работу и с Кораном и уверен, что извлекаемая таким образом из него мораль и
система ценностей совпадут с теми же, извлеченными из Библии и полученными
чисто рационально.
Но я столкнулся с проблемой. Дело в том,
что во все времена большая философия, касающаяся ценностей, затрагивала
интересы людей, обладающих той или иной властью и положением, независимо от
окраса этой власти. Да, сегодня в значительной части мира демократия и свобода
– пиши что хочешь. Но се философские журналы и издательства , тем более
принадлежащие религиозным конфессиям, идеологизированы и ничего не
соответствующего их идеологии не желают даже рассматривать, не говоря про
публиковать. А кроме того есть еще правительства, которые также базируются на
какой-либо идеологии и даже в самом раздемократическом обществе, считаясь с
мнением боле менее значительных групп населения, с мнением отдельных философов
не только не считаются, но если усматривают в них для себя неудобство то чисто
демократическими средствами (без расстрелов и политических тюрем) тоже способны
прижать такого одиночку. Прижать так, чтоб у него не только не было денег
издавать свою философию, но чтоб и на пропитание не хватало.. Чтоб в заботе о
хлебе насущном не имел времени сочинять свою философию. Есть много способов и
здоровье отнять.
Поэтому так важно включить в вашу
институциональную программу програму создание специального международного форума,
предназначенного рассматривать, обсуждать и распространять работы, посвященные
общечеловеческой системе ценностей. Форума, как я сказал, независимого,
руководство которого состояло бы из представителей разных философских школ и
религиозных конфессий.
Это важно и для Вас лично, потому что, как Вы знаете, Ваша
филантропическая деятельность воспринимается весьма неоднозначно, по крайней
мере, в России и Украине. Многие считают, что Вы тратите часть Ваших прибылей, полученных в том числе и благодаря
глобализации, для того, чтобы разрушить традиционные ценности русского и
украинского народов, что в дальнейшем должно помочь вам получать еще большие
прибыли.
Кстати, та постоянная выставка
изобразительного искусства, которую Вы организовали в Киево Могилянской
Академии, обусловив согласие руководства Академии получением от Вас финансовой
помощи, объективно свидетельствует в пользу такого мнения. Хотя, я предполагаю,
организовывая ее, Вы не имели такого намерения, а может быть Ваши бюрократы
организовали ее без Вашего ведома, тем не менее, она воспринимается именно так.
Если Вы организуете предлагаемый мной
форум, Вы дадите достойный ответ на вышеупомянутые обвинения.
С уважением!
Александр Воин