Комментарий к статье Э. Сарно
А. Воин
6.2.11
Анализ господином Сарно причин недавних событий в Египте и ряде других
арабских стран и его прогноз на ближайшие 15 лет
выглядит обоснованным. И, по крайней мере, на основе той довольно скромной
информации о ситуации в этих странах, которой я располагаю, у меня нет
оснований не согласиться с автором. Но справедливо критикуя израильских и
западных аналитиков за их неспособность своевременного предвидения этих
событий, сам Сарно ограничивается, пусть и
убедительным, но, все же, краткосрочным прогнозом на 15 лет. Я не могу предъявлять ему претензии за это –
каждый делает то, что может, тем более, что сделанное
сделано неплохо. Но в некоторых случаях, и в этом в частности, недостаточная
долгосрочность прогноза может вести к стратегическим ошибкам.
Возникает вопрос. Если арабы, вообще, неспособны организовать свою экономику так,
чтобы она обеспечила их нужды, неспособны вписаться в современную рыночную
систему экономики, неспособны вообще ни к чему, кроме войны под зеленым
знаменем ислама против неверных и, прежде всего, Израиля, то какова перспектива
Израиля, самого арабского мира и всего человечества за пределами этих 15 лет в
свете наличия в мире атомного оружия, ну и прочих достижений цивилизации?
Я бы сказал, что эта перспектива выглядит в духе картины «Рекс» Чюрлениса. Если
никаких шансов на примирение нет и рано или поздно противники обзаведутся
атомным и подобным оружием, то все, что можно увидеть в перспективе, – это
уничтожение, либо одной стороны, либо другой, либо всего человечества. Но если принять такую перспективу за объективно неизбежную, то она
неизбежно и реализуется. А если так, то стоит ли себя утешать тем, что ближайшие 15 лет Израиль может продержаться, если еще усилит
свою военную мощь и проявит большую неуступчивость во внешней политике?
Нет, я не призываю к тому, чтобы
перед лицом новых угроз Израиль снизил свою готовность к войне и пошел на новые
уступки арабам сейчас. В этом пункте я согласен с Сарно.
Но если жить не только завтрашним днем, то решительно нельзя принять посылку Сарно о полной неспособности арабов
ни к чему, кроме войны под знаменами Ислама. И как следствие, невозможности
договориться с ними вообще никогда. Мало того, эта посылка просто не соответствует
объективной действительности. Разве во времена средневековья арабы не были
самой передовой нацией на планете? Разве у них тогда не процветала культура,
наука, искусства и экономика? Разве в те времена Ислам не был более умеренным,
терпимым и менее фанатичным, чем тогдашнее Христианство?
Да сегодня исламский мир в целом
тяготеет к фанатизму, а западная цивилизация, скажем так, анти фанатична. С
этой сегодняшней реальностью нельзя не считаться. Но, ни в коем случае нельзя
принимать ее за нечто неизменное ныне, присно и вовеки веков. Мало того, мир
сегодня стоит на пороге больших перемен и за те 15 лет, которые Сарно оставил до Апокалипсиса, все может радикально
измениться. Причем эти изменения могут произойти в очень разных вариантах: от
того самого Апокалипсиса, до радикальных изменений к лучшему, включая изменение
и всего арабского мира.
Все упирается в то, о чем
мельком упомянул и Сарно в своей статье. Он там
пишет, что у арабов сейчас нет никакой идейной, идеологической альтернативы
Исламу. Социализм, как идея, умер, а западная либеральная демократия
неприемлема для арабов. Все это верно в первом приближении, но…
Но, между прочим, западная
либеральная демократия неприемлема сегодня и для многих израильтян из того
самого право религиозного лагеря, к которому принадлежит сам Сарно. Пусть почитает, что пишет, я думаю, известный ему Авигдор Эскин. И в самом западном мире нарастает
недовольство нынешним состоянием демократии и наблюдается большой хаос в
области идей и ценностей и поиск новых и идей и ценностей. Мало того, во всем
мире наблюдается этот идейный хаос, брожение и поиск новых идей. Короче, миру
нужна сегодня новая большая философия, которая указала бы выход не только
арабам, но и всем народам и предложила решение не только арабо-израильского
конфликта, но и других не менее важных проблем, стоящих сегодня перед
человечеством. И я утверждаю (отбросив предписываемую скромность – не до нее),
что это - моя философия. Естественно, я не стану излагать ее в двух словах в
конце этого комментария. Вместо этого я отсылаю желающих к сайту моего
института (www.philprob.narod.ru), где он найдет все мои
философские работы. Единственное, что я хочу добавить, это что в моей статье
«Проблема толкования Священных Писаний и конфликт между исламистским
фундаментализмом и Западом»
(http://philprob.narod.ru/philosophy/Hollyscript.htm) читатель найдет ответ на вопрос, может ли
нынешний исламский фанатизм смениться умеренностью и что для этого нужно.