Комментарий к статье Э. Сарно

                      А. Воин

                                                                                                                6.2.11

    Анализ господином Сарно причин недавних событий в Египте и ряде других арабских стран и его прогноз на ближайшие 15 лет выглядит обоснованным. И, по крайней мере, на основе той довольно скромной информации о ситуации в этих странах, которой я располагаю, у меня нет оснований не согласиться с автором. Но справедливо критикуя израильских и западных аналитиков за их неспособность своевременного предвидения этих событий, сам Сарно ограничивается, пусть и убедительным, но, все же, краткосрочным прогнозом на 15 лет.  Я не могу предъявлять ему претензии за это – каждый делает то, что может, тем более, что сделанное сделано неплохо. Но в некоторых случаях, и в этом в частности, недостаточная долгосрочность прогноза может вести к стратегическим ошибкам.

     Возникает вопрос. Если арабы, вообще, неспособны организовать свою экономику так, чтобы она обеспечила их нужды, неспособны вписаться в современную рыночную систему экономики, неспособны вообще ни к чему, кроме войны под зеленым знаменем ислама против неверных и, прежде всего, Израиля, то какова перспектива Израиля, самого арабского мира и всего человечества за пределами этих 15 лет в свете наличия в мире атомного оружия, ну и прочих достижений цивилизации? Я бы сказал, что эта перспектива выглядит в духе картины «Рекс» Чюрлениса. Если никаких шансов на примирение нет и рано или поздно противники обзаведутся атомным и подобным оружием, то все, что можно увидеть в перспективе, – это уничтожение, либо одной стороны, либо другой, либо всего человечества. Но если принять такую перспективу за объективно неизбежную, то она неизбежно и реализуется. А если так, то стоит ли себя утешать тем, что ближайшие 15 лет Израиль может продержаться, если еще усилит свою военную мощь и проявит большую неуступчивость во внешней политике?

     Нет, я не призываю к тому, чтобы перед лицом новых угроз Израиль снизил свою готовность к войне и пошел на новые уступки арабам сейчас. В этом пункте я согласен с Сарно. Но если жить не только завтрашним днем, то решительно нельзя принять посылку Сарно о полной неспособности арабов ни к чему, кроме войны под знаменами Ислама. И как следствие, невозможности договориться с ними вообще никогда. Мало того, эта посылка просто не соответствует объективной действительности. Разве во времена средневековья арабы не были самой передовой нацией на планете? Разве у них тогда не процветала культура, наука, искусства и экономика? Разве в те времена Ислам не был более умеренным, терпимым и менее фанатичным, чем тогдашнее Христианство?

     Да сегодня исламский мир в целом тяготеет к фанатизму, а западная цивилизация, скажем так, анти фанатична. С этой сегодняшней реальностью нельзя не считаться. Но, ни в коем случае нельзя принимать ее за нечто неизменное ныне, присно и вовеки веков. Мало того, мир сегодня стоит на пороге больших перемен и за те 15 лет, которые Сарно оставил до Апокалипсиса, все может радикально измениться. Причем эти изменения могут произойти в очень разных вариантах: от того самого Апокалипсиса, до радикальных изменений к лучшему, включая изменение и всего арабского мира.

     Все упирается в то, о чем мельком упомянул и Сарно в своей статье. Он там пишет, что у арабов сейчас нет никакой идейной, идеологической альтернативы Исламу. Социализм, как идея, умер, а западная либеральная демократия неприемлема для арабов. Все это верно в первом приближении, но…

     Но, между прочим, западная либеральная демократия неприемлема сегодня и для многих израильтян из того самого право религиозного лагеря, к которому принадлежит сам Сарно. Пусть почитает, что пишет, я думаю, известный ему Авигдор Эскин. И в самом западном мире нарастает недовольство нынешним состоянием демократии и наблюдается большой хаос в области идей и ценностей и поиск новых и идей и ценностей. Мало того, во всем мире наблюдается этот идейный хаос, брожение и поиск новых идей. Короче, миру нужна сегодня новая большая философия, которая указала бы выход не только арабам, но и всем народам и предложила решение не только арабо-израильского конфликта, но и других не менее важных проблем, стоящих сегодня перед человечеством. И я утверждаю (отбросив предписываемую скромность – не до нее), что это - моя философия. Естественно, я не стану излагать ее в двух словах в конце этого комментария. Вместо этого я отсылаю желающих к сайту моего института (www.philprob.narod.ru), где он найдет все мои философские работы. Единственное, что я хочу добавить, это что в моей статье «Проблема толкования Священных Писаний и конфликт между исламистским фундаментализмом и Западом» (http://philprob.narod.ru/philosophy/Hollyscript.htm)  читатель найдет ответ на вопрос, может ли нынешний исламский фанатизм смениться умеренностью и что для этого нужно.

 

Hosted by uCoz