Не все равно
А. Воин
5.09.09
Статья является ответом на рецензии на мою
предыдущую статью («Сталинизм и гитлеризм») на Proza.ru. Отвечать каждому из
рецензентов по каждому пункту было бы слишком хлопотно. Кроме того за позицией
рецензентов, к которой склоняется
сегодня значительная часть интеллигенции, проглядывала важная философская и
общественная проблема. Поэтому я и решил написать отдельную статью.
Основное возражение рецензентов направлено
против моего утверждения, что есть существенная разница между идеологиями,
принятыми в Советском Союзе и в фашистской Германии, и поэтому их нельзя
ставить на одну доску (в то время, как Сталина и Гитлера, по моей статье, –
можно). Наиболее четко это возражение сформулировал А. Попель.
Суть возражения в том, что нет никакой разницы между уничтожением одних народов
и порабощением других и уничтожением буржуазии и подчинением крестьянства
пролетариату.
Я настаиваю, что разница есть и
существенная. В марксистской теории нет физического уничтожения капиталистов
(тем более, кулаков), есть уничтожение их как класса, или экспроприация
экспроприаторов, т. е. насильственное отчуждение в пользу трудящихся средств производства. Это, безусловно, тоже насилие, но это -
не физическое уничтожение. По поводу насилия вообще, его оправданности и
неоправданности я достаточно распространился в предыдущей статье, здесь
повторяться не буду. Добавлю лишь, что насилие в виде того или иного
перераспределения богатства имеет место в любом обществе, в том числе, в самом наидемократичном и
капиталистическом. Так называемый прогрессивный налог, когда ставка налога
растет с ростом дохода – это не насилие? Потому что некоторые капиталисты
осознают справедливость этого? Ну, так были и такие капиталисты (Сава Морозов),
которые осознавали и справедливость пролетарской революции. А то, что Сталин
физически уничтожал кулаков, так это на совести Сталина, а не теории. Сталин
уничтожил также миллионы людей, которые не были ни капиталистами, ни кулаками и
не имели никакого отношения к классовой борьбе. А то, что и до Сталина был
красный террор, когда расстреливали заложников из числа капиталистов, так это
было в ответ на белый террор и это было революционное насилие, оценка
справедливости которого связана с оценкой цели и результатов революции. А
окончательную ее оценку, несмотря на наличие безусловных ошибок в марксистской
программе, пока еще рано делать. А что касается того, что
были белые и пушистые отцы основатели, теоретики фашизма и только Гитлер все
опошлил, то я не вижу ничего белого и пушистого в утверждениях Ницше о праве
сильной личности и народа господствовать
над слабыми вплоть до их физического уничтожения («слабого толкни» и т. д.) и
его же воспевания войны, безотносительно к тому, справедливая она или нет.
Тут, пользуясь
случаем, я хочу несколько «растечься мысью по древу».
У человечества существует одна глобальная проблема, мало кем
осознаваемая и состоящая в том, что тяжело сравнивать между собой различные
гуманитарные учения: марксизм с фашизмом, Христианство с Исламом и Будизмом, различные христианские конфессии
между собой и т. д. Это связано с тем,
что в отличие от математических и части физических теорий гуманитарные учения не выстроены аксиоматически и потому допускают
разное толкование и разные выводы из них. Отсюда и происходит
бесконечная вакханалия с их толкованием
и бесконечное ветвление этих учений: Христианства на тысячи конфессий и сект, марксизма, на большевиков, меньшевиков,
ревизионистов, троцкистов и т. д. Во второй части («Христианство») моей книги
«От Моисея до постмодернизма» я показал, как преломилась эта проблема в истории
Христианства. В первые века после смерти Иисуса
Христа каждый толковал Его Учение, как хотел и это вело к развалу Церкви. Затем
Папы запретили толкование, навязав всем единственное, собственное. Это привело
к догматизму и таким искривлениям, как инквизиция, индульгенции, религиозные
войны и т. д. Сегодня эта проблема
порождает тот опасный нигилизм в отношении идей и учений, который
охватывает западное человечество, лишая его способности оценивать сложнейшую
современную ситуацию, а заодно и воли к действию. «А, все равно, какая
разница». И как реакция на это «все равно» и безволие - рост мусульманского (и
не только) фанатизма. И может быть хуже всего – эдакая
смесь фанатизма и безволия – возведение в идолы некого мейнстрима,
при осознании того, что он не идол. Запад, мол, тоже - не
ангел, там, скажем, бомбежки Сербии, война в Ираке (кому чего не нравится), но
надо идти на Запад. Не заимствовать у Запада хорошее,
отвергая плохое, а просто присоединяться. Потому что нет сил
разобраться, что хорошо, что плохо, а к чему-то ж надо прислониться,
свои ж ноги не держат. И сам Запад в этой идейной неразберихе теряет ориентиры
и волю к действию, его внешняя (да и внутренняя) политика становится все более
непоследовательной с переходами от бесхребетности к неоправданному применению
силы.
Существует ли теоретическое
решение этой проблемы? Я утверждаю, что существует. Мало того, я его предложил.
Оно основывается на едином методе обоснования научных теорий (одним из важных
элементов которого является аксиоматический подход), выработанном в процессе
развития естественных наук, но окончательно сформулированного мной.
(Философские исследования, №3, 2000; №1, 2001и №2, 2002 и многие статьи в
интернете). Я показал также возможность применения этого метода с соответствующей
адаптацией в сфере гуманитарной. Конечно, в гуманитарной сфере мы не можем
формулировать аксиомы и вводить
определения с математической точностью. Но, понимая, как работает этот метод в
сфере естественных наук, мы можем в любом нетривиальном гуманитарном учении
вычленить главные его постулаты (играющие в нем ту же
роль, что аксиомы в математике) и проанализировать, какие выводы (из
предлагаемых на политическом рынке) следуют из этих постулатов, а какие не
следуют или даже противоречат им. И таким образом отсечь, как минимум,
заведомые извращения фундаментальных идей. Я показал, как работает этот метод
на примере анализа Христианства в упомянутой книге и в ряде статей в других областях.
Возвращаясь к исходной теме, я
хочу сказать, что и без применения этого метода можно увидеть принципиальную
разницу между марксизмом и фашизмом (что я и показал выше), если не сползать на
«все равно». А если сползти на «все равно» окончательно, то и западную
демократию можно поставить на одну доску с фашизмом, ведь и она применяет
насилие (Вьетнам, Ирак, Афганистан и т. д.). Можно и между Христианством и сатанизмом
не увидеть разницы.
Еще раз повторю призыв Исайи:
«Правды ищите, правды!». А «все равно» ведет человечество на грань
самоистребления.