Две напасти
А. Воин
28.1.12
«В России две напасти, внизу
власть тьмы, а наверху тьма власти» - написал когда-то поэт. Сегодня две
напасти в мире: глупость одних и подлость других. Глупость ревнителей той или
иной идеи (конкретной религии, национализма, либеральной демократии,
социализма), готовых послужить общему благу в соответствии со своей идеей, но
не способных оценить правильность этой идеи или путей ее осуществления. И
подлость других, которые корысти ради плюют на любой
общий интерес, либо цинично провозглашая это, либо лицемерно прикрываясь
фальшивым служением господствующей в обществе или модной идее.
Первые своей глупостью порочат и
свою идею, и служение любой идее, как таковой и тем укрепляют подлых в их
подлости. «Вот видите, к чему приводит служение идее!» - говорят они. – «Уж
лучше мы, чем они». И подлость и подлые множатся в
обществе. А осатанев от разливанного моря подлости вокруг, те, в ком горит
желание послужить общему благу, кидаются с закрытыми глазами осуществлять
бредовые идеи, увлекая за собой срединную, болотную часть публики, тех, которые
хотят жить «как все». И этот цикл повторяется и повторяется.
Так было во все времена,
потому-то всегда было все не слава Богу. Но раньше
хоть не было атомных бомб и прочих «достижений» науки и техники, с помощью
которых человечество может себя уничтожить. Поэтому раньше можно было вздыхать
по этому поводу, произносить с умным видом всякие благоглупости
на эту тему и продолжать жить худо-бедно. Сегодня так дальше нельзя.
Но можно ли прервать этот цикл?
Это можно было бы сделать, если бы представители разных идей нашли между
собой общий язык, принимаемые всеми критерии истинности и обоснованности и
пришли к некой единой и принимаемой всеми идее. Эта идея могла бы включить все то лучшее, что есть в каждой из конкурирующих идей,
объединив все это в некоторое единое целое. Примерно так, как это делается в
сфере естественных наук, где рано или поздно из конкурирующих гипотез остается
одна, а остальные отбрасываются, либо принимается всеми в качестве доказанной
теории новая гипотеза, которая может синтезировать в себя старые или не
синтезировать. Поэтому-то естественные науки и развиваются поступательно
и это развитие привело к тому колоссальному научно-техническому прогрессу,
который осчастливив нас благами цивилизации, с другой стороны поставил перед
человечеством проблему выживания. И суть этой проблемы как раз в том и
заключается, что естественные науки продолжают стремительно развиваться, а в
сфере идей мы топчемся на одном месте, болтаясь между несколькими вечными
идеями, ни одна из которых не умирает окончательно (даже фашизм и сталинизм) и
ни одна не может окончательно победить другие. И представители этих идей не
имеют шансов договориться между собой.
Представители естественных наук
способны договариваться между собой, потому что обладают единым методом
обоснования научных теорий, который и есть их общий язык и дает им критерии для
оценки их теорий и гипотез на обоснованность. Можно ли перенести этот метод из
сферы естественных наук в гуманитарную сферу? Я, во-первых, сформулировал этот
метод, представил его эксплицитно. (До этого он существовал лишь как стереотип
естественно научного мышления). Он изложен в книге «Единый метод обоснования
научных теорий» и многих статьях. А, во-вторых, продемонстрировал возможность
применения его с соответствующей адаптацией в гуманитарной сфере. В частности при построении теории оптимальной морали («Неорационализм», часть 4), для анализа научности и
обоснованности марксизма («Побритие бороды Карла
Маркса или научен ли научный коммунизм»), тоже самое современной биоэтики
(«Биоэтика или оптимальная этика») и даже для толкования учения Библии («От
Моисея до постмодернизма. Движение идеи»).
Но для того чтобы этот метод
начал работать в сфере идей, в гуманитарной сфере, нужно чтобы он стал в ней
принятым, также как он принят в сфере естественных наук. А для этого надо,
чтобы он получил сначала широкое обсуждение в этой сфере. К сожалению, официоз
в этой сфере оподлел гораздо больше, чем в любой другой, и, не будучи в
состоянии спорить со мной, просто душит меня, не давая публиковаться,
преподавать и т.д. (Как это делается конкретно, я описал во многих статьях).
Поэтому первое, что сегодня требуется для преодоления глобального кризиса
человечества, это преодоление сопротивления этого официоза с помощью
объединения все честных и мыслящих людей.