Испытание атомного оружия
Северной Кореей.
Выводы
А.
Воин
9.10.06
Это испытание показало, что
существующие сегодня в мире сдержки против распространения атомного оружия
недостаточны и не эффективны. С другой стороны, распространение его, тем более
попадание его в руки таких оголтелых режимов, как северокорейский, в сочетании с
распространением международного терроризма и возможностью попадания этого
оружия в его руки, резко повышает риски для всего человечества.
Этот вызов человечеству не вчера
брошен: атомное оружие расползается по миру с момента его изобретения и
терроризм не вчера появился, и уже давно человечество пытается найти ответ на
этот вызов. Сегодняшний взрыв показал лишь, что расползание вступило в новую,
более опасную фазу, а найденные до сих пор ответы - не эффективны и надо искать
новые или усиливать эти.
Но что собственно сделано до сих пор
для устранения угроз терроризма, распространения атомного оружия и их
сочетания? Во-первых, принят (и то не всеми странами) договор о
нераспространении – шаг в правильном направлении, но, как видим, недостаточный.
Во-вторых, имеется определенная координация действий по борьбе с терроризмом
между многими странами. Какого характера координация? Есть двусторонние
договора между странами об обмене информацией, реже об участии в военных
операциях против стран, поддерживающих террористов. Но все это на основе
добровольности, без международного органа, могущего обязывать страны делать
какие-то вещи в этом направлении.
В этой ситуации инициативу по борьбе
с терроризмом и в немалой степени, против распространения ядерного оружия взяли
на себя США, как самая мощная в
военно-экономическом отношении страна. С одной стороны, можно только
возблагодарить их за то, что они взвалили на себя это бремя, и поначалу
большинство стран благословили их, провозгласив это открыто или молча. Скажем,
Россия не выражала публично восторгов и благодарности американцам за операцию в
Афганистане, но явно одобряла их втихую, не только не мешала своим бывшим
республикам в Средней Азии предоставлять американцам для нужд войны свои
аэродромы, но и подталкивала их к этому. Однако в таком стихийно возникшем
способе решения проблемы террора и нераспространения есть и негативная сторона.
Не бывает абсолютно альтруистических
стран и народов и американцы в этом смысле не исключение, хотя можно
утверждать, что они в этом отношении продвинулись дальше всех прежних империй и
сверх держав. Кроме того, полицейские функции в масштабе мира, которые они
возложили на себя, означают также и власть, а власть портит не только человека,
но и страны и народы. Еще нужно отметить, что внутри американской властной
элиты есть разные группировки: есть более идеалистические и более национально
эгоистичные. Наконец, неся больше других затраты во имя общих интересов,
американцы имеют резон считать, что им за это кой чего и положено. Но поскольку,
в связи с добровольностью принятия ими на себя этой миссии, никто не собирается
компенсировать им затраты ничем, кроме слов благодарности ( и те, чем дальше,
тем реже звучат, сменяясь уже речами противоположного плана), то американцы
стараются компенсировать эти затраты сами, прихватывая где что можно. Скажем,
упомянутые аэродромы, которые просились на короткое время операции в
Афганистане, они стараются превратить в свои базы на неопределенный срок (тем
более, что операция, сколь ни блестяще она началась, по большому счету все еще
продолжается) и т. п. К этому надо добавить, что полицейских не любят нигде, ни
в виде людей в форме, ни в виде государств. В результате в значительной части
мира представление о том, что миру угрожает распространение атомного оружия и
международный террор, сменяется представлением, что миру угрожают агрессивные и
рвущиеся к мировому господству США, ну и «золотой миллиард» впридачу.
Такая смена, как теперь принято
говорить, «парадигм», т. е. представлений о том, что есть что, это не только
вопрос психологии или философии, это - весьма экзистенциальная штука. Вспомним,
к чему привело то, что большевикам удалось убедить широкие массы, что главная
опасность для России и ее народа исходит не от немцев, скажем, с которыми
Россия тогда воевала, или еще откуда-нибудь, а от собственных капиталистов,
помещиков и правительства.
Поэтому первым ответом на вызов
должно стать создание мирового правительства или придание ООН функций такого
правительства, в частности полицейских. Конкретно, нужно создать международные
военные силы под эгидой ООН для борьбы с терроризмом и для обуздания стран,
нарушающих важнейшие международные соглашения, в частности о нераспространении.
Конечно, этот путь не идеален и таит свои опасности. Можно не сомневаться, что
будет и бюрократизация аппарата такой власти, и попытки подмять эту власть под
влияние того или иного политического блока держав. Все это прекрасно видно было
и на примере ООН такого, каким оно было до сих пор. Тем не менее, никому
сегодня в голову не придет сказать, что лучше, чтобы никакого ООН и не было бы.
Но можно смело сказать, что одного
этого шага будет недостаточно для решения проблемы терроризма и
нераспространения. Недостаточно в силу упомянутых, видимых наперед слабостей и
недостатков международного правительства. Вещь, которой необходимо дополнить
этот шаг, - это выработка и принятие всеми народами системы главных
общечеловеческих ценностей (дополнительные могут быть у каждого народа свои). О
том, может ли это быть сделано вообще, как это может быть сделано, что именно я
предлагаю в этом отношении и как обосновываю, я писал уже не раз, не хочу
повторяться.