Высказывание Папы Бенедикта
16-го о Магомете
и проблема толкования Священных
Писаний
А. Воин
21.9.06
Сначала Папа сказал то, что сказал. Затем
после бурных протестов мусульман пояснил, что это - лишь цитата из
византийского императора, но не его Папы мнение о Магомете. Но не сказал, зачем
же он привел эту цитату, столь не соответствующую его мнению. Наконец, после
продолжающихся протестов, угроз и нападений, на христианские церкви и
учреждения, пояснил на днях, что он хотел этим начать серьезный диалог между
христианами и мусульманами для выяснения истины и устранения противоречий в
Учениях или их толковании, ведущих к конфликту. Надоели двусторонние и
многосторонние конференции, на которых все клянутся, что они за мир, после чего
все продолжается, как и до того. Глубже надо копать, до выяснения, чему в
действительности учат Библия и Коран и кто их понимает правильно, кто - не
правильно. Примерно так можно пересказать смысл его объяснений. А еще раньше,
еще до высказывания о Магомете, Папа
высказывался в таком духе, что, мол, невозможно победить террор чисто военными
средствами, нужно опять же разбираться в сути разногласий.
Можно только приветствовать намерение Папы
докопаться до глубин и разобраться. Но, как известно, «благими намерениями
дорога в ад вымощена». Богословских диалогов между Христианством и
Мусульманством за всю историю их совместного существования было более чем
достаточно, но результат их был точно тот же, что и от конференций, упомянутых
Папой. Мало того, существуют тысячи христианских конфессий, которые сотни лет
не могут договориться между собой о правильном толковании их собственного Учения.
А ведь оно у них одно на всех. Все признают Библию в полном объеме, но каждое
понимает ее по своему. А тут все-таки два разных Учения (хоть и вышедшие из
одного корня и оба признают, что Бог один, а, следовательно, и Учения, которые
он дал разным народам, не могут противоречить одно другому).
Причина безуспешности попыток договориться
заключается в том, что у толкователей разных конфессий (не говоря уж о разных
религиях) нет общего признаваемого всеми метода толкований, как то имеет место
у представителей естественных наук, когда они толкуют – обосновывают свои
теории. Пока аналогичный метод не будет принят при толковании Священных Писаний
(христианского и мусульманского), нет никаких шансов на подлинный диалог. А все
попытки его осуществить будут выливаться либо в пусто говорение упомянутых
конференций, либо как высказывание Папы о Магомете.
Я писал уже много раз во многих статьях,
что я предложил такой метод. Прежде всего, я опроверг утверждения многих
современных философов, что сами естественные науки не имеют никакого такого
единого метода обоснования. Затем я сформулировал этот метод (до сих пор он не
был сформулирован). Затем показал, как он может быть адаптирован для применения
в гуманитарной сфере. И, наконец, опираясь на этот метод, дал свое толкование
Ветхого и Нового Заветов. («От Моисея до Постмодернизма. Движение идеи»).
Но что происходит? Все христианские
конфессии очень любят поговорить о смирении и раскаянии, о несовершенстве
человеческого знания и т. п. Но допустить хотя бы, не говоря уже о том, чтобы
признать, что они до сих пор неправильно толковали Писание, пусть хоть на йоту
неправильно, - ни за что! То же самое, без сомнения, и мусульманские конфессии,
хотя с их представителями мне не приходилось вести диалог или хотя бы пытаться
завязать его. Но с христианскими приходилось. Ну, например, я вел переписку с
христианским философом и богословом Д. Сайром. Пока я не касался его трактовки
Писания в деталях, все шло хорошо. Я похвалил то, что мне понравилось в его
трактовке (весьма близкой, кстати, к моей), он написал, что одобряет мой единый
метод и т. д. Но когда я написал ему, что мой метод я прилагаю и к толкованию
Писания, и при этом в некоторых нюансах мои выводы противоречат его трактовке,
произошел реверс на 180 градусов: плевал он на метод, он в этих методах не
разбирается и разбираться не хочет, а его трактовку не сметь трогать.
Получается, что то, что он написал, (или что принято в их конфессии) – это
свято, как слова самого Иисуса Христа, обсуждению не подлежит.
Кстати, чтоб было яснее: я в своем
толковании Писания не опираюсь на
выводы естественных наук, я лишь использую их метод. В качестве аксиом я, как и
Д. Сайр и другие богословы беру высказывания Бога Отца и Иисуса Христа и из них
строю рационально выводы. То же делают
и все богословы, включая Д. Сайра. Но они в качестве аксиом, неопровержимых
истин, «свято» берут также высказывания Павла, видения Иоанна Богослова, а
затем каждая конфессия – еще высказывания своих святых и авторитетов, одни
Блаженного Августина, другие Фомы Аквинского, третьи Лютера и т.д. При этом
никто из них не заботится о не противоречии этих высказываний и видений,
высказываниям Бога и Иисуса Христа. Это, с одной стороны, - грубое нарушение
единого метода обоснования, но с другой – это нарушение одного из важнейших
принципов самого Христианства, гласящего, что только Бог непогрешим, а человек
не может быть непогрешимым. Ну, и именно это, прежде всего, приводит к
бесконечному ветвлению Христианства на конфессии и противоречиям между ними и внутри
них.
Так что богословы не могут упрекнуть меня
в том, что при толковании Писания я противопоставляю науку религии. Тем не
менее, все мои попытки диалога с представителями религии заканчиваются примерно
так же, как с Д. Сайром. Не лучше дело обстоит и с не религиозными философами,
как с теми, которые исследуют религию, так и с занимающимися, скажем, теорией
познания (этих касается мой метод обоснования). И те, и другие, кроме того, не
просто уклоняются от честного обсуждения, но с помощью интриг, инсинуаций и
админресурса не дают мне публиковать моих работ в печати, и даже зарабатывать
себе на жизнь любой другой работой, в надежде, что забота о хлебе насущном
заставит меня перестать писать.