Интерес Украины
А. Воин
6.06.08
Так называется передача на украинском
телевидении. Но речь пойдет не об этой передаче. Я воспользовался ее названием
для обозначения некоего явления, распространенного сегодня в мире, а не только
в Украине, и внушающего тревогу. Интерес Украины, интерес России, интерес
Америки…, а где же интерес человечества? Дело не в том, что нет передачи под таким
названием (а может, она где-нибудь и есть), а в том, что национальные интересы
сплошь и рядом ставятся сегодня превыше общечеловеческих. А между тем вряд ли
есть в мире страна, по крайней мере, из числа вышеперечисленных, существованию
которой сегодня что-либо серьезно угрожает. А вот существование человечества в
целом сегодня находится под угрозой и именно эта угроза есть наиболее реальная
и для отдельных стран, включая перечисленные, поскольку они ведь тоже – часть
человечества. Мало того, именно рост национализма является одной из составляющих угрозы существованию
человечества. Национализм мешает объединению всех стран в борьбе за выживание
человечества.
Интерес Америки, интерес Украины, интерес
Грузии толкают Россию, в заботе об ее интересе, к выходу из общего фронта
борьбы с сумасшедшими фанатиками, вроде Ахмади Неджада, размахивающими атомными
бомбами. Невозможно убедить Россию, что военный блок НАТО не направлен против
нее, если этот блок, вопреки обещаниям, подбирается к ее границам, а ее саму
в него не пускают. Если этот блок причастен к развалу Югославии и
отделению Косово от Сербии вопреки международным нормам и законам. Если в
Польше и Чехословакии, про которые было обещано России, что они никогда не
войдут в НАТО, уже устанавливаются ракеты и радары этого НАТО. Если Мадлен
Олбрайт заявляет, что это несправедливо, что Россия обладает такими большими
природными ресурсами, когда их не хватает в мире, и надо их поделить. Конечно,
Мадлен Олбрайт сегодня не в правительстве и никто в правительстве не подтвердил
ее слов. Но Мадлен Олбрайт это ведь и не баба с базара и ни американское, ни
украинское правительства, ни
руководство НАТО не выступили с официальным осуждением ее слов. Зато есть
постоянное, как под «фанеру», повторение мантр типа: «Эти действия не
направлены против России», «Никто не желает России зла», «Правительства могут
между собой ссориться, но украинский и русский народы, братские славянские
народы, будут всегда жить в дружбе».
Вот буквально вчера услышал эту последнюю
фразу в какой-то украинской радиопередаче. Произнес ее один из ведущих в ответ
на упрек радиослушательницы: «Почему в Вашей передаче так много агрессии?». Она
даже не сказала, в отношении кого. И то, что он сам отнес агрессию к России,
говорит о том, что «знает киска, чье мясо съела». И тут же следующая
слушательница заявляет: «Они такие, сякие, Крым у нас хотят отнять. Лучше мы
этот Крым отдадим татарам и Турции». Вот уж, действительно, дружба двух
славянских народов.
Тезис о дружбе двух народов используется
только для того, чтобы отмазаться от обвинений в агрессивном национализме.
Одновременно, с подачи президента Ющенко тенденциозно перекручивается история
российско-украинских отношений для доказательства враждебности русских
украинцам. Добровольное присоединение Украины к России, которое спасло Украину
от ополячивания, подается как насильственное со стороны России. Национального
героя Богдана Хмельницкого за это трактуют как предателя, а предателя Мазепу -
как героя. От братства с русским народом стараются откреститься, изобретая
фантастические истории происхождения украинского народа то от трипольцев, то от
ариев, то еще черт знает от кого.
Для того, чтобы разобраться в этом
вопросе, я пригласил на свой семинар в Доме Ученых историка, доктора наук (не
стану называть фамилию) с лекцией на эту тему. Ну, вариант происхождения
украинцев от трипольцев, он, приведя доказательства, отверг как ненаучный. Но
лишь для того, чтобы отделаться от братства с русскими «по-научному». И как же?
А вот, оказывается, русские и украинцы отличаются друг от друга
антропологически. «И чем же именно ?» - спрашиваю. - «Не знаю, – говорит –
слышал от одного антрополога». Что и говорить, наукой «аж прэ» от такого
обоснования.
Как я уже писал в других статьях, один
национализм провоцирует другой. В свете вышесказанного можно понять русских
националистов, но понять еще не значит оправдать. Тем более, таких оголтелых,
как Жириновский. Да Россия подарила Украине Крым, включая «гордость русских
моряков» Севастополь. И Украина ведет себя неблагодарно, забывая об этом и не
желая хотя бы продлить пребывание российского флота в Севастополе. И, тем не
менее, Россия не должна требовать возврата Крыма, ибо это будет обозначать
нарушение международной нормы не нарушения признанных границ государства, а,
значит, ставит интерес России превыше интереса человечества.
Но вред национализма не ограничивается
только выталкиванием России из фронта борьбы с фанатичным исламом. Как я
сказал, он препятствует успешному разрешению любых общечеловеческих проблем.
Например, не подписанию Америкой Киотского Протокола. Я уж не говорю о
стремлении Ирана, Северной Кореи и Сирии обзавестись атомной бомбой и том, что
Пакистан и Индия ею уже обзавелись. Национализм препятствует вообще борьбе с
распространением оружия массового уничтожения. И т. д. и т. д.
Неправильно понимаемый патриотизм, он же –
национализм, вредит и каждой из стран, в которых он процветает. Чаадаев писал:
«Патриотизм (он имел в виду национализм) – последнее прибежище негодяев». Всякая
амбициозная бездарь стремится удовлетворить свои амбиции и утолить зависть к
более талантливым людям, громче других крича о превосходстве своего народа над
другими. В этой ситуации мало того, что в полной мере не используется на благо
станы талант представителей не титульной национальности, живущих в ней, но и
талантливым представителям титульной национальности тяжело пробиться сквозь
плотные ряды ура патриотов, поналезших во власть, в науку, в искусство и т. д.
Лучшим примером тому служит президент Ющенко, который невыполнение своих
обещаний посадить бандитов в тюрьмы, довести до конца расследование дела
Гонгадзе и собственного отравления, вызывающего сильные сомнения в обществе и
за пределами страны и тем позорящее ее, постоянное нарушение им Конституции,
двурушничество в отношении своих партнеров по коалиции и т. д. прикрывает
истеричными воплями про вечную Украину. Интересно, в каком смысле она вечная,
как Третий Рейх, что ли? Я уж не говорю о крайних проявлениях национализма в
виде ксенофобии и прямого преследования инородцев, включая физическое насилие,
в чем, не без основания обвиняет Украину и Россию Запад.
После всего должен отметить, что я
выступаю против национализма, но отнюдь не против здорового патриотизма.
Наоборот, я был и остаюсь сионистом, т. е. патриотом своего еврейского народа
(хотя я против еврейских националистов, также как против националистов любых других народов). Я против разрушения
национальных культур в процессе глобализации, т. к. понимаю, что подлинная
общечеловеческая культура может создаваться только через развитие национальных
культур. Еще в конце 60-х, начале 70-х годов , будучи одним из руководителей
клуба имени Петра Запорожца в Киеве, я принимал участие в борьбе за возрождение
украинской культуры. Но развитие национальной культуры не должно
противопоставляться приятию и взаимодействию с культурами других народов, как
сейчас это делается в Украине в отношении к русской культуре, якобы в заботе о
процветании украинской. Влияние других культур (в отличие от процесса глобализации,
такого каким он есть сегодня) только обогащает национальную. Примером тому –
великая русская культура, которая всегда была открыта влиянию всех культур мира
и от этого становилась только богаче.
Разница между патриотизмом и национализмом не
в том, что патриотизм пренебрегает интересами своего народа, а в том, что, в
отличие от национализма он не ставит их превыше общечеловеческих. Как
следствие, он уважает интересы и других народов и считается с ними. Вот когда я
на днях был на берегах Десны, ранее очень замусоренных отдыхающими, и увидел,
как они приведены в порядок и почищены, то это – патриотизм, потому что
патриотизм не мыслим без любви к своей природе и заботы о ней. Национализм же
лишь вредит интересу своего народа.