Поклонники силы и противники насилия.
А. Воин
23.09.09
Эта тема давно
волновала меня и в своей философии я там и сям цеплял ее по частям, но
последнее время она накатила на меня, как "бешеная электричка".
Особенно я почувствовал это в полемике по моей статье "Сталинизм и
гитлеризм", развернувшейся в последние дни на proze.ru с такими
комментаторами, как, прежде всего, Куземко, Синферно, Шапиро, Махно и другими.
Осознавая малую эффективность полемики в таком формате, я и решил написать эту
статью, отложив даже работу над другой, не менее важной. Тем более, что сегодня
в мире наблюдается большая путаница в умах людей по данному предмету и
отражается она во многих процессах, текущих в обществе.
Всех людей в
отношении к силе можно подразделить на ее поклонников и противников. В свою
очередь, поклонников можно подразделить на жаждущих "сильной руки"
какого-нибудь диктатора, типа Сталина, который бы навел порядок, и тех, которые
сами себя считают сильными, и обеспокоены только тем, чтобы никто не ущемлял их
права применять силу. Но ни те, ни другие, ни противники любого насилия не
задаются вопросом о качестве силы, точнее качествах, хотя бы о справедливости
ее применения и уж тем более о том, что такое вообще сила, когда речь идет о
человеке, об обществе, об отношении людей в нем. Дело доходит до парадоксов.
Вот, например, В.
Куземко в полемике со мной, доказывая, что фашизм не хуже большевизма, и в
частности, сильная личность с равным успехом могла пробиться и при фашизме и в
Советском Союзе, независимо от национальности и прочих условий, в качестве
примера таких сильных личностей называет полицаев, бургомистров и даже офицеров
СС, не немцев по национальности. Но ведь большинство полицаев и бургомистров,
до прихода немцев, до оккупации их страны и порабощения их народа, не были
сильными людьми ни в каком смысле, в том числе и в смысле преуспевания в том
обществе, где они жили. Наоборот, это, как правило, были люди ничтожные,
жалкие, судьбой и природой обиженные. Так неужели факт оккупации страны
фашистами превращает ничтожных людей в сильных? А после освобождения страны,
когда многих из них посадили, они опять, значит, стали слабыми?
Конечно, В. Куземко
может попытаться спасти свою позицию, сказав, что он имел в виду не тех многих
жалких и ничтожных, которые пошли в полицаи, сознательно или подсознательно компенсируя
свою слабость, а тех немногих, которые преуспевали и до прихода немцев и пошли
в полицаи и бургомистры дабы не потерять этого преуспевания, и даже после войны
сумели выкрутиться, сбежав за бугор или даже оставшись, но в любом случае скрыв
свое прошлое. Тогда я вынужден буду согласиться, что в каком-то смысле это -
сила. Но это, отвлекаясь от вопроса о качестве этой силы. А если не
отвлекаться, то следует признать, что это - подлая сила. И как быть в этом
контексте с партизанами, которые погибли, сражаясь с немцами? Слабые люди? А
Януш Корчак, который добровольно пошел в газовую камеру вместе со своими
воспитанниками, а мог бы остаться в живых, - слабак?
Тут многие могут
сказать, что все это - банальные прописные истины. И мало ли, что сказал какой-то
там Куземко. Но в сегодняшнем западном обществе, к которому по ментальности
приблизились и Россия с Украиной, обществе, в котором успех стал наивысшей
ценностью, этот самый успех, достигнутый любым путем, и отождествляется с
силой, отождествляется подавляющим большинством людей, включая представителей
масс искусства, популярных философов, политиков, т. е. всех тех, кто формирует
ментальность общества, систему ценностей.
Кого из философов
читает современный массовый читатель? Аристотеля с Платоном, Канта, Карла
Маркса? Или более современных Поппера, Уайтхеда, Карнапа и т. д.? Или
директоров Московского и Киевского Институтов Философии Степина и Поповича? Ну,
последних я и сам не рекомендовал бы читать ни массовому читателю, ни людям,
стремящимся разобраться в философии. Но не о них речь. Дело в том, что если
кого и читают массово, то авторов типа Дейла Карнеги или Наарбекова - певцов
успеха любой ценой. Конечно, на самом деле ни тот, ни другой - не философы, но
их воспринимают как философов, учителей жизни.
А чему учат на
многочисленных психотренингах и тренингах для агентов по распространению? Там
учат, как добиваться успеха, пренебрегая собственным достоинством и
достоинством других людей. И ходят жалкие субъекты, и, пренебрегая тем, что их
гонят в шею и надписями "Агентам вход воспрещен", стучатся в квартиры
и офисы и навязчиво бубнят свои торговые мантры. Но если ты способен сожрать
много унижений и таким образом продать много товара, то ты сильный человек -
учат на тренингах.
Ну, а кто больше
всего преуспевает сегодня в искусстве, в масс искусстве и даже в искусстве,
претендующем на элитарность? Те, кто играет на низменных инстинктах, забыв о
достоинстве своем и Человека вообще. Здесь успех олицетворяет собой и замещает
не только силу, но и талант, гениальность. Спрашивается, а как же быть с теми
многими гениями, гениальность которых была признана после их смерти? Которые
прожили жизнь в нищете, но не захотели ради успеха предать подлинное искусство?
Зачислим их в слабаки и в бездарь? Трагедия не признанности гения существовала
во все времена. Но в былые эпохи, эпохи с более-менее нормальной системой
ценностей, находилось много гениев и талантов, готовых терпеть не признанность
и пренебрегать успехом во имя более высоких ценностей. А сегодня даже мастера,
добившиеся признания в бывшем Союзе, начинают снижать планку своего искусства,
ради сохранения популярности в нынешнем обществе, зараженном манией успеха и
успеха, прежде всего, в денежном выражении. Примеры чего, кстати, приводит сам
Куземко в одной из своих статей, только не делает из этих примеров
соответствующих выводов и обобщений. Так вот, от былых эпох нам осталось в
наследие великое искусство, а что оставит потомкам наша эпоха? Кто в будущем
будет восхищаться нынешними мастерами чернухи и порнухи, успешными и
"сильными" сегодня?
Ну, а
принципиальные противники насилия? Они ведь не поклонники ни силы, ни успеха.
Но и они не отличают силу от силы, насилия от насилия и тем хорошо помогают
творящим неправое насилие. На одну доску ставится ими правый и виноватый. Это
хорошо известно каждому еще со школьных лет, потому что среди учителей
(учительниц) преобладает тип противников всяческого насилия. В результате при
любой школьной драке наказывают обоих, не разбираясь, кто начал, кто виноват. И
судьи не любят насилия, как такового и потому в любой стране оправданная
самозащита присуждается неоправданно редко, даже при самых очевидных
доказательствах ее. Но страшнее всего лицемерные миролюбцы в политике и в
трактовке истории, которая сегодня все более политизирована. Вот и получается у
моих оппонентов, что Тухачевский не лучше Сталина, потому что Тухачевский
жестоко подавил восстание в гражданскую войну. То, что то была война и
Тухачевский подавлял восстание, приравнивается к истреблению Сталиным миллионов
мирных людей в мирное время. Опять мне могут сказать, что стоит ли писать
статью по поводу мнения каких-то комментаторов. Но это мнение мои комментаторы
усвоили от Солженицына и других борцов с советским тоталитаризмом. Тогда
казалось, что любые средства хороши в борьбе против этого тоталитаризма и чем
больше он будет очернен от начала его возникновения, тем лучше. Но сегодня мы
расхлебываем последствия тех преувеличений и необъективности. И если Солженицын
ставил на одну доску Сталина с Тухачевским, заблуждаясь и во имя благородной
цели борьбы с тоталитаризмом, то сегодня многие политики, используя это его
заблуждение, обвиняют нынешнюю Россию в том, в чем она не виновата (что я и
показываю в статье "Сталинизм и гитлеризм"). И делают это, не заблуждаясь,
а добиваясь успеха любой ценой. А в результате, как я сказал, все процессы в
обществе текут не так, как надо.
Вот вчера по
украинскому телевидению показали, как наглый депутат от Регионов угрожает
спикеру Литвину применением физической силы, вырывает у того из рук микрофон и
ломает его. И никто из других депутатов не пытается его остановить. Такое не
было бы возможно в обществе не развращенном пропагандой силы и успеха любой
ценой с одной стороны и проповедью непротивления злу насилием - с другой. Или
возьмем перманентное обсуждение цензуры в России , Украине и на Западе. Мало
того, что непротивленцы злу насилием выступали раньше, а некоторые и сегодня
против любых ограничений СМИ и в искусстве, как против насилия над свободой
(ограничения свободы). Сегодня большинство из них согласились с ограничением
изображения насилия, поскольку хоть они и за свободу, но ведь и против насилия.
А вот против ограничения порнухи - костьми ложатся. Но ведь, если ограничивать
изображение насилия, не оговаривая, о каком насилии речь, то ахинея получится.
Тогда ведь и "Войну и мир" надо запретить, и много чего у Хемингуэя,
и половину Шекспира, и всего Гомера. А что останется от поэзии, любящей
рифмовать "любовь" и "кровь"? И вообще, как тогда
воспитывать будущих защитников отечества? Или в жизни уже нет места подвигу?
Когда не остается места подвигу, становится много места для подлости и наглого,
неоправданного насилия, что мы и наблюдаем в виде коррупции, засилья олигархов
и т. п.
Что касается
поклонников "сильной руки", фанатиков Сталина, в частности, то,
казалось бы, это - одноклеточные, с которыми нет смысла вести теоретические
споры. Но, оказывается, что среди них попадаются сегодня люди мыслящие, вроде
моего оппонента Синферно, которые защищают Сталина как раз с позиции
оправданного применения силы. Мол, Сталин был, конечно, жесток, но его
жестокость была оправдана необходимостью осуществления индустриализации страны,
без которой Союз был бы утоплен в крови внешними врагами. Тут так просто не
обвинишь человека в не различении силы от силы, насилия от насилия.
Сознательно, он, безусловно, различает эти вещи. Но разум человеческий тоже
способен вводить его в заблуждение, если слаб человек духом. (Кстати, о силе
человека: не только в поднятии тяжестей или в мордобое она, но есть и сила
духа). В результате появляются аргументы типа: "некоторые считают, что
индустриализация через НЭП шла не достаточно быстро и потому если бы не
сталинская индустриализация с истреблением миллионов, Россия (Союз) оказалась
бы не готовой к войне". Но, кто так считает и как он аргументирует свое
мнение, комментатор не уточняет. Игнорирует он также при этом общеизвестные
факты. Курс на индустриализацию был принят Лениным, а не Сталиным. Успех
сталинской индустриализации был обеспечен, по крайней мере, не только
истреблением миллионов (если вообще), но и энтузиазмом тех миллионов, которые
он не успел истребить, энтузиазмом, разбуженным теми, кого он истреблял и
энтузиазмом, который он, в конце концов, сам и истребил. Именно благодаря террору
Сталина против своего народа, благодаря истреблению им талантливых полководцев,
инженеров, ученых, Россия на самом деле оказалась не подготовленной к войне. И
выиграла ее не только благодаря индустриализации (которую нельзя записывать
Сталину в заслугу), но ценой невообразимых жертв и благодаря недобитому еще им
до конца энтузиазму народа. Так вот спрашивается, как интеллигентный и думающий
человек, допускает такие проколы в логических построениях. А допускает он их
потому, что давит на него сегодняшняя нестабильность в мире и его стране,
нависающие опасности и под этим давлением прогибается его дух и подсознательно
он жаждет "сильной руки", которая защитила бы его от этих угроз. Но,
как человек интеллигентный и соответственно воспитанный, он понимает, что
неприлично просто так любить "сильную руку", и тут ему его рассудок
подсовывает ложные аргументы, оправдывающие Сталина в прошлом, а сегодня новую
вожделенную "сильную руку". И он принимает этот самообман и верит,
что он обосновал необходимость сильной руки.