Страсти по банкам
А. Воин
18.03.09
На сей раз не украинские, а американские страсти. Впрочем, между теми и другими
есть связь финансовая и духовная. Финансовая - состоит в колоссальном внешнем
долге украинских банков перед западными, американскими в частности. А духовная - в природе тех и других
страстей.
О банковских страстях в Украине я уже
много писал, начиная со статьи «Финансовый кризис в Украине». Писал, что именно
колоссальный внешний долг украинских банков есть главная причина кризиса в Украине и что образовался этот долг
не только вследствие головотяпства банкиров, но и как
следствие воровства ими денег из собственных банков по хорошо известной схеме.
А именно через создание липовых фирм, которым выдавались огромные кредиты.
Фирмы эти передавали деньги самим банкирам, а затем исчезали. А банки покрывали
дефицит за счет новых займов у западных банков.
То, что сделали сегодня
американские банки, духовно родственно тому, что сделали украинские. Но
технически, по сравнению со страстями по-украински отличается гениальной
простотой. Действительно, зачем организовывать какие-то липовые фирмы, нарушая
при этом уголовный кодекс и надеясь, что тебя не поймают (правда, в украинских
условиях шансы на это практически стопроцентные), если можно просто, и не нарушая закона, выдавать аналогичные суммы самим себе
или своим родственникам, друзьям и просто надежным людям в виде бонусов.
Отличает нынешние
американские страсти от украинских еще и то, что, если украинские банкиры
тырили денежки до кризиса и по простоте своей не подозревая, что он грядет, то
американские банкиры раздают многомиллионные бонусы своим людям не просто в самый
разгар кризиса, но еще и из тех средств, которые выдало им правительство для
преодоления кризиса, который они же и породили. Это уже превосходит всякое
воображение в смысле наглости. Впрочем, это сравнение американских и украинских
банков может быть не совсем корректным из-за того, что мы мало чего знаем о
деятельности украинских банков и в период до кризиса и сейчас. Специфика
украинской демократии состоит в том, что в Украине гораздо больше известно о
том, что происходит в Америке в сфере
политики, экономики и т. п., чем в самой Украине. О том, что из
себя представляет свобода слова по-украински, можно судить хотя бы
потому, что ни одну из моих статей о банках или газовых делах в Украине мне не
дали опубликовать в прессе. А когда я звоню в редакцию газеты, чтобы узнать,
будут ли мою статью публиковать, то со мной разговаривают, как с врагом народа («Зеркало недели»)
или просят вообще больше статей не присылать
(«2000»).
Но вернемся к американским банкам и
кризису. Что тут можно сказать, резюмируя эту историю? Можно лишь повторить то,
о чем я пишу в моих статьях по экономике, начиная с
«Современная олигархия». Нужно обуздывать нынешнюю олигархию гораздо
решительнее, чем это делает Обама (а в Украине это вообще не делается).
Нужно делать это так, как делал Рузвельт, но с учетом изменений, которые
произошли с тех пор, и которые я описываю в
«Современной олигархии». И
нужно изменять моральное состояние общества и американского, и украинского, и вообще западного. Для чего нужно
признать мою философию (теорию оптимальной морали, в частности). Почему это
нужно, я не раз объяснял, не буду повторяться.