Двухпартийная система
или
сильный
президент
А. Воин
12.09.09
Само собой, речь идет об
Украине, потому что только здесь могли додуматься противопоставлять сильного
президента двухпартийной системе. Озвучил это противопоставление и продолжает
больше других его озвучивать Яценюк, хотя стоит за
ним Ющенко, тайным партнером которого и является Яценюк
(что ни для кого не тайна). Из непосредственного (не маскирующегося, в отличие от Яценюка)
окружения Ющенко звучат наиболее яростные атаки на «замысел» двух больших
партий «узурпировать власть в стране». Ну, а мечта самого Ющенко - тем или иным
способом сохранить власть после выборов и стать, наконец, сильным президентом,
- опять же ни для кого не тайна. Впрочем, идея сильного президента близка
сердцу не только Ющенко и его явного и тайного окружения, но и многих граждан
Украины, в том числе не являющихся сторонниками Ющенко и не противопоставляющих
сильного президента двухпартийной системе. Вообще, любовь к «сильной руке»
отличает не только русских, но и украинцев (даже если и в несколько меньшей
степени) и она особенно возрастает во всякие трудные периоды, как, например,
сейчас в связи с кризисом и бардаком в политике и в стране в целом.
Надо сказать, что демократия,
хоть и - не тоталитаризм, но тоже нуждается в сильных вождях, хотя не
обязательно, чтобы это был президент. Это может быть премьер или даже
какой-нибудь министр. Но все зависит от того, что понимать под сильным вождем. Вот,
например, Путин. Вряд ли кто-нибудь скажет, что он был не сильным президентом
или сегодня он – не сильный премьер. Тем не менее, качество жизни, ее
продолжительность, средняя зарплата, масштаб коррупции и все такое прочее в
России, - такие же примерно, как в Украине. И это при том, что Россия имеет
колоссальные запасы нефти и газа, поступления от
продажи которых есть главная статья дохода ее бюджета, а в Украине газ и нефть
– главная статья расхода. Я не даю здесь полную оценку деятельности Путина
(есть важные и полезные вещи, которые он сделал для своей страны), но отсюда
видно, что сильный президент, если мы не уточняем смысл этого понятия, это - не
обязательно благо для страны. Мы знаем, к чему привели свои страны сильные
вожди Сталин и Гитлер. Кучма тоже был сильным президентом. И, отдадим ему
должное, кое-что полезное и важное и он сделал для своей страны. Но именно он
насадил в Украине ту олигархическую систему, которая привела к нынешнему
плачевному состоянию экономику и общество в целом.
Демократии нужен не просто
сильный вождь с сильной волей и характером и неограниченными полномочиями, ей
нужен вождь талантливый, знающий, куда вести страну, и вождь преданный стране и
ее народу больше, чем своим интересам. И не в неограниченных полномочиях его
сила, а в авторитете у народа, который он завоевывает своими делами. А если
так, то к чему все эти разговоры про сильного президента, тем более в устах
тех, кто пытается им стать? Хочешь быть сильным, будь им. Добейся, чтобы тебя
уважали за твой талант руководителя, за преданность делу, за твои дела, чтобы
народ шел за тобой, и ты будешь сильным президентом. И пусть другие скажут: вот
это – сильный президент. А не ты, еще не став президентом, кричишь: выберите
меня и дайте мне неограниченные полномочия, я буду сильным президентом. Такие
заявления только наводят на мысль, что если тебя выберут, ты будешь до
бесконечности качать права и бороться не на жизнь, а на смерть с политическими
конкурентами, пренебрегая интересами страны, как это делал и делает Ющенко.
Сегодня он, для того чтобы уничтожить Юлю, готов развалить и разваливает
экономику страны, вчера на месте Юли был для него Янукович, позавчера Кучма. А
полномочий он нахапал себе де факто не меньше Кучмы: подмял под себя
силовые органы (хорошо хоть не удалось все), суды, Нацбанк,
прокуратуру, но авторитета не нажил. Наоборот, утратил и тот, что был вначале.
И, как следствие, довел страну до хаоса. Но все равно, все еще рвется стать
сильным президентом. Сравним его для ясности с сильными западными вождями:
Рейганом и Тэтчер. Те что, выстраивали под себя вертикаль власти а ля Кучма?
Нет, им хватало полномочий, отведенных им конституцией. Но у них был авторитет
и вера в них народа, нажитые талантом, преданностью делу и реальными делами.
Теперь по поводу двухпартийной
системы. Почему Рейгану и Тэтчер двухпартийная система, принятая в их странах, нисколько
не мешала делать дело и стать великими президентом и премьером? А Ющенко, Яценюку и некоторым другим она мешает. Как говорится,
«плохому танцору…». Вообще,
двухпартийная система, более-менее оптимальна для парламентской
демократии и именно страны с двухпартийной системой или близкой к ней лидируют
в демократическом мире. В то время, как страны, где
реально в борьбе за власть участвует много партий, имеют, как правило,
различные проблемы, как то частые парламентские кризисы и связанные с ними
перевыборы и прочее. Да ведь сама Украина в своей новейшей истории уже
пострадала от бесконечной чехарды партийных блоков и коалиций с рыхлой
структурой и невнятными целями. К тому же не следует забывать, что речь идет
лишь о политической реальности, а не о законе. Т. е. так называемая
двухпартийная система, она на самом деле многопартийная, просто в обществе складывается
традиция поддерживать на выборах две главные партии. Но эта традиция при
соответствующих обстоятельствах может измениться и в любой момент в реальную
борьбу за власть могут ввязаться новые партии, сменив прежние или добавившись к
ним.
Противники двухпартийной системы
и, прежде всего, Яценюк и Ющенко обосновывают свою
нелюбовь к ней утверждением, что в Украине, именно, двухпартийная система ведет
к диктатуре олигархии. Пардон, блин, пардон! А в остальных партиях что – нет
или за ними не стоят олигархи? Яценюк, понимая это, договаривается чуть ли не до того, что и парламента не
нужно. Ющенко же, который сейчас исходит словесной пеной
против олигархов, в начале своего президенства набрал
их тоже немало в свой НУНС и защищал и тех, которых
не набрал, от нападок Юли, и строил всякие закулисные козни с Ахметовым, Фирташем и другими олигархами из Регионов для борьбы с Юлей
и увековечивания своего президенства.
Проблема с олигархами, мешающими
развитию малого и среднего бизнеса, нарушающими своим вмешательством нормальную
политическую жизнь в стране, в Украине, конечно, существует и очень серьезная.
Но совершенно нелепо, провозглашая курс Украины в Европу, с рыночной экономикой
и либерализацией, провозглашать анафему всем олигархам, как таковым и бороться с ними, как с классом. Олигархи, то есть
крупный капитал, есть неизбежное явление
рыночной экономики, имеющие в ней важную положительную функцию. Но одновременно
в них заложена потенциальная угроза обществу и его экономике и задача мудрого
государственного управления -нейтрализовать эту
угрозу, сохраняя упомянутую важную функцию крупного капитала. Задача эта – не
проста и в истории капитализма были периоды как успеха в ее решении, так и
неудач. Сегодня, кстати, эта проблема плохо решается не
только в Украине, но и на Западе и в России. О самой проблеме, ее истории и
путях ее разрешения в прошлом и сегодня смотри мою статью «Современная
олигархия» и другие макроэкономические статьи. Здесь же отмечу только, что
решая проблему олигархов, нельзя всех олигархов стричь под одну гребенку,
необходимо разделять их на хороших и плохих (естественно, не по принципу: те,
кто финансируют мою партию – хорошие, а те, что – противников – плохие). Эта
задача также непроста и ее решение требует учета исторических и прочих обстоятельств.
Ошибочно было бы сегодня в Украине или России зачислить в
«плохие» все тех, кто нажил крупный
капитал в гремящие 90-е на неправедном дележе бывшего госимущества. Т.
е., конечно, это было аморально с их стороны (нечестный дележ) и мы должны отметить
себе это в памяти на всякий случай. Ну, например, на случай, если один из таких
олигархов захочет стать президентом и т.
п. Но было бы ошибкой, как то предлагают время от
времени коммунисты, опять все отобрать у них и начать все сначала. Нужно понимать,
что невозможно было поделить это имущество честно, а как-то его поделить нужно
было, чтобы перейти к рыночной экономике, более эффективной, чем советская плановая. Делить олигархов на
хороших и плохих нужно с точки зрения их сегодняшней
пользы и вреда для украинской экономики и политики. К сожалению, как я уже
сказал, в Украине это подразделение делается с точки зрения полезности и
вредности того или иного олигарха для данного политика, а не для страны.
Вот, например, Арсений Яценюк много гнева извергает сейчас против олигархов
вообще. Еще один из пунктов его нынешней программы – это, что рефинансирование
банков в Украине было сделано неправильно и поэтому большие деньги были
выброшены на ветер. А между тем я в своих статьях («Финансовый кризис в Украине»,
«Рефинансирование по-украински» и др.) писал, что нельзя делать
рефинансирование, не выяснив предварительно, как образовался колоссальный
внешний долг украинских банков. Заметим, что долг этот образовался до
возникновения кризиса, а не в результате его. Заметим еще, что аналогичная
ситуация была с американскими банками и именно это спровоцировало кризис (а
долг украинских банков усилил и усиливает украинский кризис). Писал я и о том,
что почти с очевидностью долг этот явился следствием не просто ошибочных
действий банкиров – олигархов, а следствием их противозаконных махинаций. И это
как раз тот случай, когда этих конкретных олигархов нужно было наказать (а не
рефинансировать) и не за то, что когда-то в 90-е неправедно нажили свой
первичный капитал, а за то, что сейчас действуют во вред стране и с нарушением
закона. Если бы это было сделано до рефинансирования, то не было бы огромных
потерь денег от рефинансирования. Правда, моих статей (как это принято в
Украине) не опубликовала ни одна газета, но в интернете то они читались и кой какой шумок по этому поводу все же возник. А
что тогда заявил Яценюк? Он заявил тогда, что не надо
выяснять, кто там виноват в банковской системе, надо скорей ее спасать, т. е.
рефинансировать. А теперь он даже не позаботился извиниться, как положено
порядочному политику, за свою ошибку. (Правда, есть ли вообще в Украине
порядочные политики, способные признавать свои ошибки и извиняться за них?). Да
и ошибка ли это была? Яценюк, безусловно, - не глупый малый. Но нечестное рефинансирование
нечестных банкиров дало, надо полагать, хорошие поступления на предвыборную компанию его шефа Ющенко, да и его самого. Не
случайно его предвыборные палатки и бигборды
разбросаны по всей стране уже несколько месяцев, в то время,
как у других кандидатов в президенты, даже поддерживаемых самыми, самыми
олигархами, они только начинают появляться.