Виктор Янович

 

НАУЧНАЯ И ВЕДИЧЕСКАЯ ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ

 

Нет ничего более практичного,

 чем хорошая теория.

Поговорка физиков

 

Физики всегда стремились дать полное и целостное описание всех природных явлений. И каждый раз, когда казалось, что цель достигнута, обнаруживались факты, не вписывающиеся в рамки существующей теории. Тем не менее, пока это возможно, её старались спасти. Теорию подкрепляли дополнительными предположениями, которые делали её громоздкой, как это было с геоцентрической системой Птолемея. При этом предполагаемое движение планет вокруг Земли удавалось описать достаточно точно с помощью сложных формул и нелепых физических предположений.

Подобное происходит и с общей теорией относительности. Вскоре после её создания выяснилось, что для устранения внутреннего противоречия теорию необходимо дополнить предположением о начальном “большом взрыве” с чем сам создатель теории — Эйнштейн никак не хотел согласиться. Но обнаруженное Хаблом красное смещение спектров удалённых галактик положило конец сомнениям. Его объяснили эффектом Доплера, обусловленным разлётом галактик после взрыва.

Современная научная концепция рисует следующую картину происхождения Вселенной. Вначале вся Вселенная была в виде энергии сосредоточена в объёме, меньшем атомного ядра. Примерно 15 миллиардов лет тому назад это фантастическое образование, по неизвестной науке причине и вопреки закону всемирного тяготения, взорвалось. Энергия стала распространяться во все стороны со скоростью света. Разряжаясь в пространстве и “охлаждаясь” она стала “конденсироваться” в элементарные частицы, те в свою очередь образовывать атомы, молекулы, пылевые облака и, наконец, небесные тела, которые продолжали разлетаться (по неясной причине с различными скоростями). Тела, получившие скорость, близкую к скорости света, улетели дальше всех.

Красное смещение оказывается тем большим, чем дальше галактики находятся от нас. Самые далекие из наблюдаемых тел удалены от нас на расстояние почти в 15 миллиардов световых лет. Отсюда делается заключение о таком же возрасте Вселенной. Непонятно, правда, почему при этом учитывается только время прохождения света от источника до Земли и не учитывается время, за которое этот источник достиг своего положения. Исходя из этих данных и общей теории относительности, современная наука представляет Вселенную в виде сферы радиусом около 15 миллиардов световых лет, которая расширяется и за пределами которой нет ничего, даже пространства (представить себе последнее, непосильная задача для здравого смысла).

Теоретически разлёт галактик со временем должен замедляться под действием сил гравитации. Однако более тонкий анализ доплеровского смещения, проведенный в последнее время, привёл астрофизиков к выводу, что разлёт галактик со временем ускоряется. Убийственность этого вывода для существующей теории была понятна узкому кругу специалистов, которые не спешили его обнародовать, пока не додумались до спасительного предположения о том, что всё пространство наполняет некая “тёмная энергия”, которая в отличие от гравитационной вызывает не притяжение, а отталкивание вещества.

Но для спасения теории Большого взрыва и этого оказалось недостаточно. “Тёмную энергию” отталкивания пришлось наделить противоречащим здравому смыслу свойством, что её  плотность остаётся почти постоянной в пространстве, несмотря на его расширение. Похоже, что теорию Большого взрыва уже не спасут никакие поправки. Признание факта расширения Вселенной с ускорением лишает её целостности и способности делать определённые выводы.

Современные физики теоретики пренебрегают заложенным в человеке здравым смыслом, несостоятельность которого они обосновывают следующим образом. Представьте, говорят они, что вы двумерное существо, в то время как мир трёхмерен. Поскольку ваш здравый смысл, как и вы сами, двумерен, он бесполезен для установления истины и может ей противоречить, а значит мешать её установлению. Это своеобразный агностицизм, затрагивающий фундаментальный вопрос гносеологии, ставящий под сомнение способность человека к адекватному познанию всего сущего в мире. Если полагать, что здравый смысл является порождением нашего ограниченного жизненного опыта, то они правы. Но если человек — венец природы, как считают философы материалисты, или подобен Всевышнему, как считают верующие, то в нём есть всё, что есть в природе. И человек может всё понять, не входя в противоречие со здравым смыслом, которым он наделён свыше или от природы.

Н.А. Бердяев в работе “Философия свободы” пишет: “Человек — микрокосм, в нём дана разгадка тайны бытия — макрокосма. Вот основная истина всякой религиозной метафизики.… Человек — не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Лишь микрокосм в силах постигнуть макрокосм. Человек потому постигает тайну Вселенной, что он одного с ней состава, что в нём живут те же стихии, действует тот же разум” [1, 95].

По представлению Лейбница (близкому как к ведическому, так и к христианскому гностическому) всё сущее формируются на основе монад, которыми Бог засевает Вселенную. Для верующих Вселенная построена по единому плану и функционирует по закону Божьему. Она как бы представляет собой организм Создателя. По аналогии с построением живого организма (древние утверждали, что внизу — как наверху) можно рассматривать каждую сущность как клеточку этого организма и ожидать, что каждый человек, несёт в себе духовный ген Создателя, который является носителем организующего начала во Вселенной. Многие религиозные учения говорят о существовании носителя божественной сути, на основе которого формируются наши души, называя его по-разному: Монада, Будхи, Кристалл Духа, Эпинойя Света, Искра Божья, Божественное семя. Это наделяет нас здравым смыслом, которому следует доверять. Именно поэтому большинство людей, не сбитых с толку материалистическими учениями, спонтанно верит в Создателя.

Экспериментальное подтверждение наличия внутреннего знания получила экспедиция американских учёных, направленная в 1956 году в Индию для изучения способностей йогов, которые просвещаются самосозерцанием. Они давали правильные ответы на вопросы, касающиеся новейших научных открытий, не будучи знакомы с соответствующими публикациями.

Согласно ведической концепции, которая старше научной на много тысяч лет, Вселенная вечна во времени и беспредельна в пространстве, которое не пусто. Оно заполнено Абсолютом, некой первичной субстанцией, потенциальной свободной энергией Духа, которая благодаря утонченности, подвижности и свободе, нескованности никакими формами, способна образовывать любые формы, и является первоосновой всего существующего в мире. То же утверждали и другие философско-религиозные учения, которые называли эту первооснову Сат, Единое, Ейн-Соф и др.

Макс Гендель в “Космогонической концепции Розенкрейцеров”, которая согласуется с ведической, пишет: “Для эзотерика такая вещь, как пустое или свободное пространство, не существует. Для него Пространство — это Дух в его разреженной форме; в то время как материя — это кристаллизовавшееся Пространство или Дух. Проявление Духа двоично; то, что мы видим как форму, является негативным проявлением Духа — кристаллизованным и инертным. Позитивный полюс Духа проявляется в виде Жизни, пробуждающей негативную Форму к действию; но как Жизнь, так и Форма произошли из Духа, Пространства, Хаоса!” [2, 197].

О том же в несколько ином аспекте, говорит известный шведский учёный и христианский мистик Э. Сведенборг: “Не может ничто получить существования иначе, как только от своего предшествующего и, в конечном итоге, от первого… это предшествующее и в деятельности, и в распространении непрестанно убывает до самого последнего… в последнем, становятся они субстанциями и материями.… Те (мыслители), которые сотворение Вселенной и всего в ней не выводят от непрестанных посредств, начиная от первого, не могут не составлять различных несвязных и не соединенных с причинами гипотез, которые, будучи рассматриваемы таким умом, который внутренно вникает в предметы, кажутся не как дом, а как груда развалин” [3, н.303].

Вселенная периодически меняет своё состояние: то образует невидимое Единое целое, то распадается на множество элементов, которые со временем образуют видимые Миры. Эти периоды носят названия Махаманвантар (при них происходит дифференциация качеств, заложенных в первооснове, и их проявление как пар антиподов) и Махапралай (при них происходит интеграция и взаимная нейтрализация противоположных качеств, в связи с чем первооснова невидима и неощутима).

Вот как описывается состояние Махапралайи и переход от неё к очередной Махаманвантаре в древнейшей Книге Дзиан, с которой познакомили в гималайском ашраме Е.П. Блаватскую: “Причины существования исчезли; бывшее Видимое и Сущее Невидимое покоились в Вечном Не-Бытии — Едином Бытии. Лишь Единая Форма Существования, беспредельная, бесконечная, беспричинная простиралась, покоясь во Сне, лишенном Сновидений; Жизнь бессознательная пульсировала в Пространстве Вселенском во Всесущности той, что ощущается открытым Глазом Дангма” [4, станса 1]. “Вселенная была ещё сокрыта в Божественной Мысли и в Лоне Божественном [4, станса 2].… Последний Трепет Седьмой Вечности дрожит в Бесконечности. Матерь набухает, распространяясь изнутри наружу, подобно почке Лотоса. Трепет распространяется, касаясь своим стремительным Крылом всей Вселенной и Зародыша, пребывающего во Тьме, Тьме, которая дышит над дремлющими Водами Жизни” [4, станса 3].

“Первичный трепет”, знаменующий начало Махаманвантары, с физической точки зрения, можно представить как возникающие и исчезающие в различных точках Пространства неоднородности плотности энергии, сгущения и разряжения, порождающие продольные волны. Эти волны, распространяясь сферически во все стороны, возбуждают пульсации в других точках Пространства, наполняя его постепенно возрастающей динамической энергией волн за счет содержащейся в нём потенциальной энергии, подобно тому, как это происходит в накачанном энергией лазере. Взаимодействуя между собой, первичные волны образуют вихри или замкнутые волны вокруг разряжённого пространства, которые представляют собой элементарные частицы.

Если по современной научной концепции Вселенная была наиболее горячей в начале своего существования, то по ведической — она постепенно “разгорается”. В процессе этого должно происходить и возрастание таких мировых констант, как гравитационная постоянная и, по-видимому, некоторых других. С точки зрения ведической концепции по иному объясняется и красное смещение далёких галактик, и кажущуюся ограниченность Вселенной, и многое другое, ещё не объяснённое наукой.

Вселенная кажется ограниченной, умещающейся в сфере радиусом в 15 миллиардов лет, в центре которой находимся мы, потому, что вещество, составляющее её тела, разогрелось до температуры, достаточной для излучения в видимом диапазоне только 15 миллиардов лет назад. Красное смещение спектра света, излучаемого удаленными галактиками, обусловлено не их разлётом, а тем, что мы видим их на более ранних этапах формирования. Видимый свет от тел, расположенных дальше указанного радиуса, ещё не успел дойти до нас. Но от них приходит более длинноволновое излучение, которое излучалось веществом на начальных стадиях разогрева. Если же объяснять красное смещение эффектом Доплера, то создаётся впечатление, что мы находимся в центре ограниченной Вселенной, которая расширяется с ускорением.

Установить истину для тех, кто располагает соответствующей аппаратурой, при желании, нетрудно. Дело в том, что каждой температуре соответствует своя форма спектральной кривой. По ней можно определить и истинную температуру удаленного астрономического объекта, и величину доплеровского смещения, если таковое имеется.

Философско-религиозные учения считают, что первооснова, из которой всё строится, не мертва. Она обладает чувствительность, памятью, волей и свободой её проявления. Она содержит в себе энергию Духа — вечный источник жизни. Материю же рассматривают как примитивную форму существования Духа — замкнутую и инертную. В элементарных частицах, составляющих материю, жизнь Духа выродилась в бесконечное циклическое повторение одних и тех же состояний. Эти формы жизни разобщены, неподвижны и без внешнего воздействия ни на что не способны, “ибо они, как было сказано, составляют конец и пределы атмосфер; так что в них теплота сих последних оканчивается холодом, свет — мраком, а деятельность — бездействием” [3, н.305].

Но самые простые силы гравитации и инерции порождают в их среде некую примитивную, хаотичную жизнь — перемещения и столкновения, результатом которых становится взаимодействие с частичным раскрытием их замкнутости и объединением в более сложные структуры — атомы и молекулы, которые собираются в туманности, образуют галактики. При этом происходит разогрев вещества, образуются звёзды, усиливается взаимодействие атомов и молекул, становятся возможными новые соединения, появляется большое разнообразие химических веществ, пребывающих в различных агрегатных состояниях и вступающих между собой в реакции. Формируются планетарные системы, геологические структуры планет и их атмосферы. Создаются условия для существования простейших, а затем и более сложных материальных живых организмов, в которых энергия Духа может проявить себя более полно, чем в неорганических соединениях. Наиболее же полно в материальном мире сегодня Дух может проявить себя в человеческой форме.

Физики пытаются создать единую теорию поля, из которой как частные случаи вытекали бы все физические законы. Тем самым они тоже предполагают существование в природе некой всеобщей первоосновы (энергии или поля), из которой вытекают все законы и строится всё существующее во Вселенной, но не наделяют эту первооснову разумным творческим началом. Сравнительно недавно появилась новая наука: синергетика — последний бастион материалистов, которая хочет найти физические законы, по которым из хаоса образуется порядок и из мертвой материи живая.

Учёные XIX века, придававшие философский смысл второму закону термодинамики, приходили к выводу, что Вселенную ожидает тепловая смерть. Поскольку этого не происходит, то напрашивается вывод, что наряду с законом возрастания энтропии в природе действует также закон её уменьшения. Этот же закон поддерживает жизнь, которая по мнению одного из крупнейших физиков ХХ века — Э. Шрёдингера, представляет собой антиэнтропийный процесс. Пралайи и Манвантары можно рассматривать как периодические кульминации проявлений каждого из этих законов-антиподов жизни и смерти (а точнее бодрствования и сна или Днями и Ночами Брахмы) в вечно существующей Вселенной.

Согласно ведическому учению Махаманвантара слагается из семи периодов, каждый из которых содержит семь циклов, называемых Манвантарами и Пралайями. В соответствии с “Законами Ману” [5, 26–27, 271], День Брахмы и Ночь Брахмы составляют по 4,32 миллиардов земных лет, сутки — 8,64 миллиарда лет. Год Брахмы — 360 суток или 3 110 400 000 000 земных лет. В нашем понимании, сутки Брахмы составляют один из 7 витков в каждом из 7 Мировых Периодов, показанных в книге Макса Генделя “Космогоническая концепция” на рис. [2, 159].

При этом только в одном из Мировых Периодов (4-ом, называемом Земным) Вселенная достигает настоящей степени материальности. Сейчас мы пребываем примерно в середине Махаманвантары (в четвёртом периоде и чуть далее середины четвёртого цикла). Наше время соответствует началу второй половины 4-го витка в 4-ом Мировом Периоде. В 4-ом Периоде Вселенная прошла следующие этапы, считая от текущего:

В начале 4-го витка, то есть, примерно, 2,2 миллиарда лет назад, началась жизнь на физическом плане. В конце третьего витка, то есть 2,2+4,3=6,5 миллиарда лет назад сформировались планеты. В конце второго витка, то есть 6,5+8,6=15,1 миллиарда лет назад, образовались звезды. К концу первого витка, то есть 15,1+8,6=23,7 миллиарда лет назад, образовались газовые облака. Первые три цифры, вычисленные на основе ведических сведений, соответствуют экспериментальным данным, полученным современной наукой.

Одной из важных особенностей проявленного мира является его бинарность — каждому качеству соответствует противоположное. В непроявленном мире (в Абсолюте, Сате, Ейн-Софе, Едином, как называют Его в различных религиозных учениях), всё объединено и противоречия отсутствуют. В нём противоположности как бы гасят друг друга. Проявленный мир делает неблагополучным наличие в нём соперничества между проявленными сущностями и хаоса, возникающего из-за их разобщения.

Однако по закону бинарности этим качествам противостоит качество, объединяющее и гармонизирующее Мир. И это качество имеет своего носителя, известного нам под именем Всевышнего Бога, который по христианским представлениям есть Дух Любви. Он созидает гармоничный мир, в котором сотрудничество между различными формами жизни должно заменить соперничество между ними, подобно сотрудничеству между различными органами человеческого тела.

Без деятельности Духа Любви Мир превратился бы в ад. Дух Любви, не препятствует свободному проявлению различных качеств, но направляет их в нужное русло. В силу Любви Он не лишает свободы никакую сущность, даже ту, которая противится Его воле. Ибо, как верно сказала Роза Люксембург: “Под свободой следует всегда понимать свободу для инакомыслящих”. Дух Любви сильнее духа противления, соперничества и вражды, который также присутствует в мире, потому, что Он объединяет, а не разделяет. А дом, разделившийся внутри себя, как говорил Христос, — не устоит.

Существующий мир, в соответствии с ведической концепцией, эволюционирует в процессе циклически повторяющихся периодов активности: Манвантар, или Дней Брахмы и периодов сна: Пралай, или Ночей Брахмы. Во время сна идёт незаметная, но очень важная работа по обобщению опыта, накопленного во время бодрствования. Предания говорят, что мир, который стал творить Брахма, приснился ему. Примеры подобного мы можем наблюдать и в человеческой жизни. Так, Менделеев долго и напряжённо работал над систематизацией химических элементов, а блестяще завершил эту работу, увидев периодическую систему элементов во сне.

Появлению материального мира предшествует появление его прообраза (Свабхават), мира виртуального, созданного силой разума, как это бывает и при человеческом творчестве: вначале возникает замысел, затем делаются расчеты, чертежи, модели, разрабатывается технология и только после этого — материальная реализация замысла.

Сегодня физики пришли к выводу о существовании в так называемом “физическом вакууме” виртуальных частиц, без которых не могут появиться обычные физические частицы. А отсюда недалеко до того, чтобы допустить предсуществование виртуальных прообразов и более сложных объектов типа эйдосов Платона.

О том, что всё начинается с замысла, говорится не только в ведических источниках и в философии Платона, но и в Библии. В притче 8 царя Соломона сказано:

“Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает голос свой?… Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда.… Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия Земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной”.

О том же, ещё более определённо говорится в первых стихах Евангелия от Иоанна, особенно если не переводить греческое “логос” как “слово” а сохранить его в исходном значении, определенном древнегреческим философом Гераклитом как основополагающей идеи устройства мира:

“Вначале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог. Он был у Бога вначале. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его” /Ин. 1:1–5/.

И лучшее применение творческих способностей человека — это сотрудничество с Богом в нахождении и установлении гармоничных взаимоотношений всего существующего в Мире.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.А. Бердяев. Философия свободы. — М., 1911.

2. Макс Гендель. Космогоническая концепция. — СПб.: АО КОМПЛЕКТ, 1994.

3. Э. Сведенборг. Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости. — К.: Ника-Центр, 1997.

4. Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. — Т.1. — Рига: UGUNS, 1937.

5. Законы Ману. Пер. С.Д. Эльмановича. — М.: Наука, 1992.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz