Проблема науки – лженауки на
примере социологии
А. Воин
20.12.10
В древние времена источником
мудрости, обладающим эксклюзивным правом учить нас, как нужно жить, считалась
религия. В так называемое Новое Время ее потеснила на этом месте философия. А в
наше Новейшее Время, ну где-то эдак последние лет 50 на роль непререкаемого
кладезя мудрости и учителя жизни вышла социология. Конечно, ни религия, ни
философия не исчезли, а в отсталых обществах или частях общества, типа
отдельных политических партий, они по-прежнему царствуют. Коммунисты, например,
по-прежнему молятся на философа Маркса, хотя уже далеко не столь истово, как
прежде. Но тон в мире задает западная цивилизация. Даже если ее центр смещается
на восток в Китай, Японию, Индию, то, как цивилизация, по своим понятиям, она
при этом остается западной. Так вот в этой цивилизации, в главной ее части, а
не в маргинальных частях общества, вроде коммунистов, религия и философия
сохраняются не как главное идейное и идеологическое блюдо, а как петрушка,
предназначенная лишь украшать жареного поросенка, а не служить основным
наполнителем желудка и поставщиком жизненно необходимых белков. Тем, кто правит
бал, религия нужна лишь для того, чтобы в стольный праздник показаться в церкви
перед народом и камерами телевидения. Философию модно поминать в речах:
«философия бюджета», «философия реформ», «философия колбасы». Еще лучше
ввернуть в речь что-нибудь вроде: «Как говорил Кант» (хотя, быть может, он
этого и не говорил). Но когда переходят к делу, начинают «говорить бизнес»,
решать политические вопросы, принимать законы, тут религию и философию широким
жестом отодвигают в сторону, и если и прибегают к какому-либо кладезю мудрости
(а не руководствуются сугубо властными и бизнес интересами), то внемлют только
социологическим авторитетам. Ну и производным от социологии политологам, конфликтологам и т. п.
Каждое ниспровержение прежнего авторитета
– кладезя мудрости и воцарение нового происходило под лозунгом не научности
предыдущего и подлинной научности нового. Религия никогда вообще и не
претендовала на научность, но пока науки в современном понимании этого слова не
было, никого это не смущало. Что касается философии, которая когда-то содержала
в себе все науки и из которой они когда-то все и вышли, то по мере того, как
различные конкретные науки выгораживались из нее в отдельные парафии, содержание науки в ней или степень научности того,
что оставалось, убывало. Убывало и объективно и в глазах общества и в глазах
самих философов. (Сегодня, например, есть немало философов, которые, несмотря
на то, что носят звания кандидатов и докторов философских наук или сражаются за
них, готовы с пеной у рта доказывать, что философия – не наука). Но, если
религия не нуждается (в принципе) в авторитете научности и учит нас, как жить,
от лица и по поручению Господа Бога, то в отношении философии, которая - не
наука, сразу возникает вопрос, а кто дал ей право нас учить и почему мы должны
ей верить на слово? Ну и, естественно, по мере утраты философией статуса
научности эта вера стала слабеть и философия все больше становиться, как я
сказал, петрушкой для украшения речи. Именно это побуждало Маркса, который
сочинял свою философию не в качестве праздного упражнения ума и не для
произведения впечатления в узком кругу друзей интеллектуалов, а для того чтобы
изменить действительность, всячески подчеркивать, что его философия – не как у
других, а единственное в мире научное учение.
Однако, несмотря на широкое распространение
марксизма «средь трудящихся масс», еще до победы его «в одной отдельно взятой
стране», получившей название Советский Союз, в интеллектуальных европейских
кругах возникло сильное сомнение в степени научности марксизма. И, как по мне,
в значительной степени именно отсюда родилась социология, как антитеза
философии вообще и марксизму в частности по линии научности. Мол, философия,
включая марксизм, претендующий на особо научный статус среди других философских
школ, на самом деле не научна, а вот мы, социологи, будем делать то же самое,
но уже по-настоящему научно. Во всяком случае, один из столпов теоретической
социологии Макс Вебер, оказавший (и продолжающий оказывать) к тому же сильное влияние на европейский
социализм, именно так, как антитезу философии вообще и марксизму в частности,
себя и подавал и так и воспринимался своими последователями и широкой публикой.
В этом контексте, естественно, возникает вопрос, вынесенный мной в заголовок
статьи: «наука ли социология», на самом деле?
Для ответа на него воспользуюсь
материалами «Дискуссии о социологии», организованной Санкт Петербургским
Государственным Университетом и представленной в интернете по адресу: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=311 Вот что пишут сами
социологи о своем предмете:
1)
С. В. Цирель : Другая беда
нашей социологии (что, впрочем, характерно не только для России) состоит в ее явной
ангажированности и развитом
умении получать разные выводы из одной
и той же информации.
2)
Розов. Н. С.: При всем море разливанном моделей, концепций, подходов, парадигм, не
говоря уже о «дискурсах» и
«модусах деконструкции», в социологии,
дельных конструктивных теорий, с положениями, которые поддаются операционализации и эмпирической проверке, которые могут быть использованы
для разработки нетривиальных
решений практических социальных проблем, - отнюдь
немного.
3) Давыдов А. А.: Некоторые
социологи довели до абсурда
принцип Понимания, где, якобы, «Каждый сам себе социолог» и потому «Все позволено»,
возвели в Абсолют отказ от использования
полезных методов и моделей из естественно-научных и инженерных дисциплин, зациклились
на так называемых качественных
методах сбора и анализа информации, схоластических социально-философских умозрительных
спекуляциях, которые, по сути, не что иное,
как «игра в слова, как в мячики», которая выступает в качестве интеллектуальных «испражнений», которые не способствуют приращению нового
плодотворного знания и ни к
чему не обязывают.
Можно было бы продолжить этот
цитатник, черпая цитаты не только из этой дискуссии. Но цитирование не есть
доказательство. Это лишь затравка к разговору, картинка, свидетельствующая, что
есть о чем говорить и нужно говорить. Ведь можно предположить, что выборка
цитат не представительна, их подборка тенденциозна, можно найти цитаты других
социологов или даже этих же, но другие, из которых будет следовать, что социология
- это все-таки наука. Ну, есть, конечно, проблемы в этом смысле, но пятна есть
и на солнце и даже в физике можно найти работы не совсем научные и т. д. Мало
того, цитируемые авторы и близкие к ним по духу подают себя, как истинно
научную социологию в противовес всей прочей не научной. Точно также как в свое
время Маркс подавал свою философию как истинно научную, в противоположность
всей прочей, затем Макс Вебер и другие классики социологии подавали себя как
истинно научных философов в противоположность марксизму и отгородились от него и
философии вообще новым названием социология. Так теперь внутри социологии
появляется группа (точнее группы, ибо это не единственная), которая
выгораживает себя внутри социологии, как истинно научную, и остается только
придумать для нее новое название. Впрочем, оно уже практически придумано и
только что не провозглашено в специальной декларации – манифесте. Но я позволю
себе этот манифест извлечь из статей участников группы. Вот что еще они пишут:
1)
А. А. Давыдов: «…использования полезных методов и
моделей из естественно-научных
и инженерных дисциплин». (Он же призывает к широкому использованию математики в
социологии, как это уже делается в Европе и Америке)
2)
Н.С.Розов
:«Система содержательных аксиом» — это и есть теория, как
совершенно особый тип познавательных моделей…
3)
Ю. Л. Качанов: В самом общем виде,
действительное применение
математики в социологии начинается
лишь в том случае, если между смыслами
социологической теории и математическими конструктами устанавливаются
взаимно-однозначные соответствия.
4)
Он же: Говоря о «непостижимой эффективности
математики в естественных науках», Е. Вигнер имел в виду prima facie «физику
наших дней»: математическое
описание некоторого процесса требует главным образом адекватной содержательной (т. е. не формально-математической)
модели, а почти все такие модели разработаны именно в физике.
Из этих цитат легко видеть, что суть
манифеста данной группы социологов, претендующих на подлинную научность внутри
остальной не научной социологии, сводится к внедрению в социологию метода
естественных наук, который наиболее полно применяется в физике. Ну что ж, это
можно было бы только приветствовать, если бы не…Если бы не вспоминалось тут же,
что и все предыдущие перевороты в философии – социологии происходили под более
или мене внятно задекларированным этим же по сути манифестом. Разве Маркс не
претендовал на особую близость именно его философии (в отличие от прочих) с
естественными науками (через посредство материализма и рационализма)? А
привязка к опыту, к которой призывал и Макс Вебер и призывают рассматриваемые
социологи – не из метода естественных наук? Не мешает также вспомнить, что и
тот же Макс Вебер и другие основоположники социологии, особенно Дилтей, хоть и поминали о применении метода естественных
наук в социологии, но гораздо более того подчеркивали разницу областей
действительности, изучаемых социологией и естественными науками. И потому
настаивали на применении в социологии, прежде всего, своего идеографического
метода («вчувствования» по Дилтею),
а уж потом метода естественных наук (который они, почему то, назвали номотетическим). Но самое главное, о чем надо тут
вспомнить, это о необходимости поперед призывов к применению метода
естественных наук, его, этот метод четко сформулировать.
Дело в том, что до сих пор это
никем, ни социологами, ни философами, ни учеными естественниками, в частности
физиками, не было сделано, несмотря на то, что метод этот выработан в процессе
развития естественных наук именно и прежде всего физики. Но до сих пор этот метод существовал в естественной науке лишь на
уровне стереотипа естественно научного мышления. Поэтому он не всегда
соблюдался достаточно строго, что, в свою очередь, приводило к появлению
парадоксов, видимых противоречий и, в конечном счете, к размыву понятия теории
и границ между теорией и гипотезой в науке, даже такой, как физика. Что кается
гуманитарных наук, то их представители не владеют этим методом и на уровне
указанного стереотипа. Чем и объясняются все предшествующие революции в
философии – социологии с ниспровержением прежней философии – социологии, как не
научной, и претензией новой на подлинную научность со ссылкой на свою предполагаемую
близость к естественным наукам и их методу. Мало того, в философии
науки, в теории познания, в эпистемологии господствует пост позитивистская
школа (Куайн, Кун, Фейерабенд,
Поппер, Лакатос и др.), утверждающая, что никакого
единого метода в науке нет и быть не может, что наука меняет свой «обосновательный слой» [1], понятия науки не привязаны к
опыту [2] и т. д. Распространена также точка зрения, что достаточно богатая научная
теория принципиально не может быть аксиоматизирована [3,4].
В этой ситуации поминание рассматриваемыми
авторами «системы аксиом», «взаимно-однозначнго соответствия между смыслами социологической теории и математическими
конструктами» и т. п. свидетельствует лишь о
благом намерении их сделать социологию действительно наукой. Но до тех пор пока
не сформулирован четко метод естественных наук, а заодно не получили объяснения
те противоречия и парадоксы в этих науках, на которые обратили внимание пост
позитивисты, надеяться на то, что удастся добиться существенного улучшения в
этом отношении ситуации в социологии не приходится. Возьмем для примера те же
системы аксиом, однозначное соответствие и нехорошую способность многих
социологов получать разные (и даже противоположные) выводы из одного и того же
множества фактов. Так ведь и в физике не разрешена до конца проблема
однозначного соответствия смыслов и конструктов и хорошо известно, что любое
конечное множество фактов можно накрыть выводами из разных систем аксиом. А из
разных систем аксиом уж точно получатся разные выводы. И то, что выводы из
некой системы аксиом накрывают некую совокупность фактов, не значит, что они
продолжат ее накрывать, когда она пополнится новыми фактами. А ведь наука
должна «на основании опытов прошлого предсказывать результаты опытов будущего»
(иначе, зачем она нам нужна?). Но факты, которые мы накрываем выводами из
системы аксиом, это и есть опыт прошлого, а факты, которые потом добавятся –
это опыт будущего. Таким образом, как видим, аксиоматический подход сам по себе
еще не гарантирует нам истинности предсказания результатов опытов будущего, т.
е еще не означает, что то, что мы делаем – это наука. Ну, физики, благодаря стереотипу своего
мышления, с этой проблемой, не так чтобы совсем успешно, но более-менее
справляются. Но как с этим могут справиться социологи, даже если помимо
призывов пользоваться системами аксиом, им предварительно объяснить, что
система аксиом должна быть непротиворечивой, что такое полнота системы аксиом и
так далее? (Кстати, в гуманитарной сфере полно работ, базовые положения
которых, независимо от того, подаются ли они в явном виде как аксиомы или это
подразумевается, противоречат одно другому. Например, в теоретической биоэтике[5]).
Один социолог возьмет одну систему аксиом, другой – другую и дальше будет все
тот же «тяни-толкай».
Более того, эта ситуация касается не
только социологии, но и всей гуманитарной науки. Еще более того – науки в
целом, и еще более – общества в целом и многих проблем его. Даже в физике,
которая в основном и породила упомянутый метод и в которой он применяется в
наиболее полной мере, и представители которой более других наделены стереотипом
естественно научного мышления, отсутствие эксплицитного представления этого
метода приводит, как я уже сказал, к размыву понятия «теория», к размыву границ
между теорией и гипотезой и т. д. [6]. И именно физики, по крайней мере, в
России более других вопят о засилье лженауки и создали даже комитет при
Академии Наук под руководством академика Круглякова
для борьбы с ней. Но судя по информации в СМИ, успеха в этой борьбе -
никакого. И это понятно. Ибо если не
сформулирован метод науки, то нет и внятных критериев, отделяющих науку от
лженауки. А как же можно бороться с чем-то, не определив внятно, с чем ты
борешься? Ведь что выдвигают в качестве критериев научности воители с
лженаукой, начиная с Круглякова? – Публикации в
авторитетных научных журналах, признание признанных авторитетов, т. е., так
сказать, сплошной авторитаризм. А как же быть с высказыванием Сахарова (и других
великих ученых прошлого), что в науке нет авторитетов кроме истины? Или с
высказыванием Капицы, что у нас в науке - сплошная «аракчеевщина»? Когда нет
объективных критериев научности, а в качестве таковых выступает авторитет, то и
получается «аракчеевщина». Так в физике и других естественных науках, благодаря
упомянутому стереотипу, критерий авторитетных журналов и вообще авторитетов еще
хоть как-то работает. Но в социологии и других гуманитарных науках, где «каждый
сам себе социолог», сам себе авторитет, где есть множество школ и направлений,
одно других вообще не признающих, и каждое имеющее свои авторитеты и свои
авторитетные журналы, именно там разливанное море лженауки. Причем вред от той
лженауки, с которой борются кругляковы, есть,
конечно, но он просто несравним с вредом от лженауки, которой залита вся
гуманитарная сфера. Это все равно, как наперсточники
по сравнению с организованной преступностью, включающей наркоторговлю,
коррупцию и т. д. Ну, дурят астрологи и экстрасенсы головы наивным гражданам.
Но ведь от применения неверных социологических теорий, философских учений и т.
п. зависят судьбы миллионов людей, государств, а сегодня и всего человечества. При
этом если в разливанном море лженаучных теорий появится настоящая, то как ее
могут политические, общественные деятели и прочие люди отличить от ложных?
Потому что она напечатана в авторитетном журнале? А в другом журнале,
авторитетном в другой Марьиной роще, опубликована другая теория,
противоположная этой. К этому надо добавить, что в результате борьбы с
лженаукой, борьбы основанной на принципе авторитетов, даже в физике многие
замечательные открытия не могли пробиться долгие годы (и можно предположить,
что еще многие так никогда и не пробились и канули в лету), потому что
существующие на тот момент авторитеты не захотели их признать. То ли потому что
мозгов не хватило (что может случиться и с настоящими учеными, а ведь много
есть липовых), то ли из-за избытка амбиций у этих авторитетов и боязни свой
авторитет потерять. В результате не только падает авторитет гуманитарной науки
в обществе, не только происходит потеря важных для человечества идей, но
происходит еще и деморализация общества. Ведь если в науке, которая испокон
веков считалась цитаделью служения истине, возможны такая ложь и нечестность,
то что требовать от простых людей? Потому мы и «имеем то, что имеем» сегодня в
мире и катимся неизвестно куда.
После всего
возникает вопрос: есть ли выход из этой ситуации? Существует ли у науки некий
единый метод, неизменяемый при всех сменах ее парадигм – фундаментальных теорий
(типа перехода Ньютон – Эйнштейн), при которых, как справедливо отметили пост
позитивисты, меняются понятия и выводы, и можно ли этот метод перенести в
гуманитарную сферу, несмотря на безусловное качественное отличие областей
действительности, изучаемых в ней и в сфере естественных наук? На базе моей
теории познания [7] я сформулировал единый метод обоснования научных теорий.
[8,9,10,11]. При этом я не закрывал глаза на феномены реальной науки, на
которые обратили внимание пост позитивисты, а показал ошибочность части выводов
пост позитивистов, сделанных ими из этих феноменов. В частности, я показал,
что, несмотря на то, что, как правильно заметили пост позитивисты, наука меняет
свои понятия и выводы при переходе от одной фундаментальной теории к другой,
метод обоснования всех ее теорий остается неизменным и именно он обеспечивает
науке ее особый эпистемологический статус и отличает
настоящую науку от лженауки. Как часть моей теории познания и единого метода
обоснования я построил теорию понятий и показал, что вопреки утверждению
онтологического релятивизма (Куайн и др.) наука может
давать однозначные определения своих понятий и осуществлять однозначную же
привязку их к опыту. И показал, как именно это делается. Я показал также, что
между базовыми понятиями фундаментальной теории и ее аксиомами есть однозначная
связь, и, таким образом, привязка базовых понятий к опыту означает и привязку к
ним к нему аксиом теории. И что если понятия и аксиомы теории привязаны к
опыту, то выводы такой теории будут не только покрывать базу данных, основанную
на «предыдущем опыте», но будут оставаться верны и для опытов будущего. Т. е.
только теория, построенная на такой системе аксиом (а не на любой вообще) будет
действительно научной.
Далее я показал возможность применения
этого метода с соответствующей адаптацией в гуманитарной сфере [5,12,13]. В
частности показал, как именно осуществляется сочетание «вчуствования»,
оно же «понимание» с единым методом обоснования [14]. Кстати, принципиальная
разница между областями действительности, изучаемыми гуманитарными и
естественными науками, - вовсе не в том, что в одном случае нужно использовать
«вчуствование» или «понимание», а в другом – нет. Все
эти «вчуствования», «понимания», интуиция и, может
быть, даже откровение имеют место и в естественных науках на стадии генезиса.
Но отличает науку от не науки, от пророчеств по наитию, от китайских инее и яней и предсказаний вольфов мессингов (которые, кстати, тоже могут давать истину), не
генезис, а обоснование. Ибо «вчувствования»,
интуиция, ясновидение и все такое прочее, могут нам давать истину, но не могут
ее гарантировать. Гарантировать же истинность ее выводов (с заданной точностью,
вероятностью и т. д.) может только научная теория, обоснованная по единому
методу обоснования.
Ссылки:
1.
Лакатос И.
Бесконечный регресс и основания математики //Современная философия науки. М.,
1996 с. 106-136
2.
Куайн В. Онтологическая
относительность //Современная философия науки. М., 1996 с. 18-40
3.
Степин В. С. Становление научной теории.
Минск, 1976
4.
http://philprob.narod.ru/philosophy/Smirnov.htm
5.
http://philprob.narod.ru/philosophy/bioethica.htm
6.
http://philprob.narod.ru/philosophy/Hipothezis.htm
7.
Воин А. М. Неорационализм,
Киев 1992, Часть1
8.
Воин А. М. Научный рационализм и проблема
обоснования. // Философские Исследования №3, 2000, c. 223-235
9.
Воин А. М. Абсолютность на дне онтологической
относительности // Философские Исследования №1, 2001, c. 211-233
10. Воин А. М.
Проблема абсолютности – относительности научного познания и единый метод
обоснования // Философские Исследования №2, 2002, c. 82-102
11. http://philprob.narod.ru/philosophy/axiom.htm
12. http://philprob.narod.ru/philosophy/marx.htm
13. http://philprob.narod.ru/philosophy/Probmor.htm
14. Воин А. М. Неорационализм, Киев, 1992, Часть 5