УДК 30
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
(Доклад на круглом столе «Еффективность международных интеграционных процессов»).
Воин
А. М.
К. ф. м. н., PhD, академик Международной Академии
Информатизации
Международный Институт Философии и Проблем
Общества, руководитель
Международные
интеграционные процессы идут под действием объективных факторов. Это, прежде
всего, научно технический прогресс и порожденные им
международное разделение труда, международная торговля, обмен научной
информацией, культурный обмен. А также - необходимость объединения усилий всех
стран и народов для разрешения общечеловеческих проблем: предотвращения
распространения атомного оружия, борьбы с терроризмом, с изменением климата и
т. д. Наконец, экономические и политические выгоды от интеграции.
Однако, порожденные чисто объективными
причинами, стихийно идущие международные интеграционные процессы имеют не
только положительные, но и негативные последствия для человечества. Главными и
наиболее очевидными из них являются нарастание конфликтности между странами и
дестабилизация положения внутри стран, за которыми стоит, прежде всего,
недовольство несправедливостью распределения материальных благ между странами и
внутри них и культурно религиозно ценностные противоречия, обостряемые
процессом интеграции. Наиболее яркие проявления этой конфликтности это антиглобалистское движение, противостояние исламского
фундаментализма и Запада, протестные движения типа «Захвати Уолстрит»
внутри западных стран и т. п. Все это приводит к опасной потере устойчивости в
мире в целом, чреватой глобальной катастрофой. Поэтому мы не можем позволить
интеграционным процессам протекать чисто стихийно. Мы должны сознательно
направлять их с целью свести к минимуму их негативные последствия.
Последнее может быть достигнуто, только если мы выработаем единую для
всех народов систему общечеловеческих ценностей и сможем убедить представителей
разных народов, религий, и политических идеологий принять ее. Существующая на
сегодня система международных норм, прав человека и способа распределения
материальных благ (базирующаяся на некоторой провозглашаемой или не
провозглашаемой системе ценностей), независимо от того, насколько она истинна,
оптимальна и т. п., такой убедительностью не обладает, о
чем и свидетельствует нарастающая конфликтность. Ее
истинность или оптимальность также вызывают сильное сомнение. Так, например,
основополагающим принципом, лежащим в основе принятых большинством на Западе
норм, является признание, что каждый имеет право делать все, что не ущемляет
свободу другого. И одновременно в странах Запада действуют законы,
предусматривающие уголовное преследование и суровое наказание за конкретные
действия, не являющиеся насилием над другим или ущемлением его свободы.
Например, за распространение и даже употребление наркотиков. Получается, что
запретить проституцию, порнографию и однополые браки нельзя во имя этого
принципа, а когда речь идет о наркотиках, то принцип не работает. Такое
противоречие в выводах свидетельствует о том, что данная система норм (прав,
ценностей) не является истинной (правильной). Но даже если бы она была истинной
(правильной, оптимальной), то остается еще проблема обоснования.
Для
того чтобы убедить кого-то в чем-то, а тем более убедить всех (одного человека
или некоторых можно убедить с помощью обмана, но невозможно обманывать всех
всегда), нужно доказать, обосновать истинность этого чего-то. А для этого
должен существовать принимаемый всеми единый метод обоснования. Но сегодняшняя
философия и гуманитарная наука в целом не знает такого метода. Сегодняшняя
философия разбита на множество школ, которые, подобно религиозным конфессиям, не имеют между собой общего языка и не способны
не только выработать принимаемую всеми общечеловеческую систему ценностей, не
говоря уже об обосновать ее, но и договориться по
любому другому вопросу.
В то же
время в сфере естественных наук картина отличная и представители этих наук
способны, в конечном счете, всем мировым сообществом принять ту или иную гипотезу
в качестве доказанной теории и отбросить прочие гипотезы. Это происходит
потому, что естественные науки в
процессе своего развития выработали единый метод обоснования своих теорий,
который и служит общим языком для представителей этих наук. Но и в сфере естественных наук этот
метод до сих пор не был представлен эксплицитно
и работал лишь на уровне стереотипа естественно научного мышления, в силу чего
и в естественных науках по сей день этот метод не всегда выполняется строго,
что приводит к парадоксам и противоречиям. Последнее и привело к тому, что в
гуманитарной науке и в философии этот метод до сих пор не применялся. Мало
того, в современной философии господствуют школы (экзистенциализм, пост
позитивизм и др.) доказывающие, что и естественные науки не обладают этим
методом. Последнее в немалой степени и послужило причиной релятивизации
морали и ценностей и принятию необоснованных (недостаточно обоснованных) и не
оптимальных международных норм и правил.
Я в моих
работах представил эксплицитно метод обоснования, выработанный естественными
науками, опроверг аргументы пост позитивистов и других релятивизаторов
науки, отрицающих его существование, и показал возможность применения его с
соответствующей адаптацией в гуманитарной сфере и в макроэкономике. («Единый
метод обоснования научных теорий», «Биоэтика или оптимальная этика», «Побритие бороды Карла Маркса или научен ли научный
коммунизм», «Экономическая ситуация в мире» и др
Используя этот метод, я разработал теорию
оптимальной морали («Неорационализм», Киев, 1992,
часть 4; «Проблема основания морали»), а также начала новой макроэкономики. В
частности предложил формулу безкризисного развития
экономики («Формула безкризисного развития
экономики», «Уточнение формулы безкризисного развития
экономики»). Эта формула обеспечивает также и справедливое распределение.
Я также показал возможность применения метода для толкования
Священных Писаний («От Моисея до постмодернизма. Движение
идеи», Киев, 1992; «Проблема толкования священных писаний и конфликт исламского
фундаментализма с Западом»), что прокладывает путь к нахождению общего языка
между представителями разных религий и конфессий.
Все
упомянутые в тексте работы можно найти на сайте www.philprob.narod.ru