Открытое письмо участникам
круглого стола "КРИЗИС УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОСCИИ: ПРИЧИНЫ И
ПОСЛЕДСТВИЯ"
А. Воин
29.10.10
Причина кризиса в университетском
образовании, в частности в преподавании гуманитарных наук и, особенно, в
преподавании философии – не в «смене социально-политических и экономических
парадигм в ведущих странах
мира», как
то полагают участники
круглого стола, а в кризисе рационалистического мировоззрения
переживаемого сегодня западным обществом.
Классический
рационализм, господствовавший не только в философии, но и в культуре в целом и
в социально политической жизни западного общества в эпоху, примерно, от Декарта
до Эйнштейна, базировался на представлении об абсолютной адекватности нашего
познания познаваемой действительности. Этот стереотип мышления базировался на
успехах рациональной естественной науки того времени, механики Ньютона, прежде
всего. И именно эта механика казалась
воплощением абсолютного соответствия нашего познания действительности. Но с
появлением теории относительности, когда время абсолютное у Ньютона стало
относительным, скорости, у Ньютона складывающиеся по формуле Галилея, стали
складываться по формуле Лоренца и т. д., выяснилось, что наше познание не
отражает действительность абсолютно, как это понималось в классическом
рационализме. Это привело к кризису рационалистического мировоззрения сначала в
философии, затем в науке в целом, в культуре, политике и даже в экономике
западного общества. Ну и конечно, не могло не сказаться на университетском
образовании во всем западном обществе, а не только в России.
В философии
кризис рационализма проявил себя в появлении, распространении и господстве на
сегодня в области теории познания, философских школ в той или иной степени релятивизирующих познание, научное, прежде всего, вплоть до
приравнивания его в смысле обоснованности к гаданию на кофейной гуще (Фейерабенд). Общим для различных направлений, релятивизирующих познание, является отрицание единого
метода обоснования фундаментальных теорий – парадигм в науке. При этом, если
между представителями различных философских школ и раньше не было достаточного
взаимопонимания, то теперь при признанном отсутствии общего для всех метода
обоснования теорий, у философов разных школ отпала необходимость даже пытаться
найти общий язык между собой и вести содержательные дискуссии. Философские
конференции с участием представителей разных философских школ напоминают
сегодня разговор слепых с глухими.
В самой
рациональной науке, включая физику, кризис рационализма привел к размыву границ
между наукой и лженаукой, между доказанной теорией и гипотезой и т. д. Отличным
примером, иллюстрирующим этот размыв, являются довольно успешные претензии
различных лженаук, например астрологии, на зачисление их в статус нормальных. В
период классического рационализма они на такие претензии не отваживались.
Сегодня же, как следует из письма маститых академиков РАН, размещенного
несколько лет назад на сайте www.inauka.ru,
в российской армии существует официальная и оплачиваемая должность астролога.
Мало того, несмотря на создание специального комитета при Президиуме РАН по
борьбе с лженаукой под руководством академика Круглякова,
успехов этой борьбы не видно. И это естественно – как можно бороться с
лженаукой, не определив точно границу между ней и настоящей наукой. А этого в
свою очередь нельзя сделать, отрицая наличие у науки единого метода
обоснования. Следствием размыва границ между наукой и лженаукой, между теорией
и гипотезой является снижение эффективности науки из-за зашлакованности
ее большим количеством посредственных и вообще бездарных карьеристов, идущих в
науку и добирающихся иногда до самых верхних постов в ней из-за престижности
звания ученого и относительно неплохой зарплаты, которую можно, в отличие от
других сфер деятельности, как правило, не отрабатывать. Особенно это положение
характерно для гуманитарных наук, где в отличие от, скажем, точных наук, не
работает или слабо работает критерий практики.
В культуре в
целом, кризис рационалистического мировоззрения привел к падению авторитета в
обществе фундаментальной теории вообще и философии, как претендующей на
наибольшую фундаментальность, в частности. К распространению плюрализма,
понимаемого не как право каждого отстаивать свое представлении о том, что есть
истина в том или другом вопросе, а как наличие у каждого своей правды, при
полной равноценности и несводимости одна к другой этих правд. И к релятивизации общественной морали: если у каждого - своя
правда, то почему не быть и индивидуальной морали.
В политике
кризис рационализма привел к деидеологизации партий. (Идеология базируется на
теории, а роль теории теперь принижена и само понятие теории размыто). Как
следствие деидеологизации, программы партий мало чем отличаются друг от друга,
а политическая борьба строится не на разнице программ и идеологий, а на харизме лидеров партий и на применении политтехнологий,
пиара, и шоубизнеса, а более всего на сиюминутном
состоянии экономики и взваливании ответственности за него на нынешнее или
предыдущее правительство. В отдаленных перспективах применения той или иной
экономической политики или программы никто не в состоянии разобраться и предсказания
на этот счет никакой надежностью не обладают.
Последнее
связано с влиянием кризиса рационализма на экономическую науку и через нее на
саму экономику. Бурно развивающаяся современная экономика, развивающаяся не
только количественно в смысле ВВП, но качественно, в смысле изменения правил
игры и институционально, требует постоянного переосмысления экономической
теории. Но вследствие принижения значения фундаментальной теории, вызванного
кризисом рационализма, со времен кейнсианства и монетаризма никакой новой
макроэкономической теории, соответствующей изменившимся экономическим условиям,
не появилось. Это и послужило главной причиной последнего мирового финансово
экономического кризиса.
Наконец, что
касается кризиса университетского образования и особенно падения авторитета
философии и гуманитарных наук в целом в нем, то какой может быть авторитет у
дисциплины, представители которой разбиты на множество школ, не имеющих
никакого общего языка между собой. Могут ли договориться между собой
представители, скажем, неокантианства и неоницшеанства
в вопросах морали, если у одних она базируется на общечеловеческом моральном
императиве, а у других – «у каждого народа свое добро и свое зло»? И ни тот ни
другой постулат не имеют под собой обоснования по единому и признанному всеми
методу обоснования. Не лучше ситуация и в психологии, где по Фрейду все
поступки человека мотивируются либидо, по Адлеру – жаждой власти, по Юнгу – архитипами, и обоснование у каждой то же, что и в
философии. Спрашивается, может ли всерьез принимать такую «науку» студент и
захочется ли ему тратить время на такое толчение воды в ступе?
На базе моей
теории познания («Неорационализм», Киев 1992, Часть
1) я, во-первых, опроверг утверждения пост позитивистов (Кун, Куайн, Фейерабенд, Поппер, Лакатос и др), выдвинувших
наиболее сильные аргументы в пользу релятивизации
науки, основанные на парадоксах и противоречиях современной физики и других
естественных наук. Вот что, например, пишет руководитель сектора философии
естествознания ИФ РАН Е. Мамчур в отзыве на одну из
моих работ: «Опровергая эти тезисы Куайна, А. М. Воин
обращается к сформулированному им «единому методу обоснования»…..А. М. Воин
убедительно показывает, что если наука действительно следует единому методу
обоснования, то отрицаемая Куайном «привязка» к опыту
обязательно существует и нет никакой дурной бесконечности в выражении одних
понятий через другие, о которых говорит Куайн».
Во-вторых, я
показал, что, несмотря на то, что наука действительно меняет свои понятия и
выводы при переходе от одной фундаментальной теории к другой (и даже должна это
делать), метод обоснования всех ее теорий у рациональной науки остается
неизменным и именно он обеспечивает науке ее особый эпистемологический
статус и отличает настоящую науку от лженауки. Я также сформулировал этот метод
(Философские Исследования №3,2000; №1, 2001; №2, 2002 и ряд статей в интернете www.philprob.narod.ru). До этого этот
метод существовал в естественной науке на уровне стереотипа естественно
научного мышления, поэтому не всегда соблюдался достаточно строго, что, в свою
очередь приводило к появлению парадоксов, видимых противоречий и, в конечном
счете, к размыву понятия теории и границ между теорией и гипотезой в науке,
даже такой, как физика.
Далее я
показал возможность применения этого метода с соответствующей адаптацией в
гуманитарной сфере («Проблема обоснования морали», «Биоэтики или оптимальная
этика», «Герменевтика» и др.). Наконец, на базе этого метода я разработал
начала макроэкономической теории, в частности сформулировал формулу
бескризисного развития экономики (около 20-и статей). Все работы, на которые я
ссылаюсь выше, опубликованные в печати и неопубликованные, а также статью
«Кризис рационалистического мировоззрения и неорационализм»,
в которой я подробно анализирую причины и суть этого кризиса, и многие другие,
можно найти на сайте: www.philprob.narod.ru).
Я полагаю, не
требует пояснений, какое значение имело бы широкое осуждение, признание и
распространение в системе образования
единого метода обоснования вообще и в частности для разрешения кризиса
университетского образования и поднятия авторитета философии в нем. Впрочем,
одно пояснение я все же сделаю. Внедрение изучения единого метода обоснования в
систему университетского образования (и даже среднего, в упрощенном виде),
подняло бы уровень аналитического мышления всей интеллектуальной элиты и
общества в целом. Сегодня с нарастанием сложности действительности, в которой
мы живем, со стремительным нарастанием потоков информации и дезинформации,
задача повышения уровня аналитического мышления населения в целом становится
жизненно важной. Без ее разрешения демократия превращается в охлократию, а
народ - в легко манипулируемую демагогами массу.
(Смори мою стать «Современная демократия).
Но широкое
обсуждение, тем более признание и распространение метода, несмотря на некоторые
публикации, которых мне удалось добиться, несмотря на положительные отзывы от
некоторых признанных философов, на доклады на некоторых почтенных конференциях
(например, «Философия физики» в мае этого года с участием ИФ РАН, философского
факультета МГУ и Института Ядерной Физики в Дубне) не происходит. Не происходит
из-за сопротивления философской и части академической элиты, обеспокоенной
возможностью выявления несостоятельности (необоснованности) их работ в свете
единого метода обоснования. В частности цикл моих работ по единому методу
обоснования не вышел в журнале «Вопросы философии» из-за сопротивления
директора ИФ ФАН В. Степина. Он же воспрепятствовал выходу еще одной моей
статьи по методу в сборнике под руководством Е. Мамчур,
для которого она мне ее и заказала. И т.
д. и т. п.
Поэтому я
призываю участников круглого стола ознакомиться с моими работами по единому
методу обоснования и его применению в различных областях и каждому высказать
публично свою оценку его. А также поддержать публикацию еще не опубликованных
работ по методу и обсуждение их на различных семинарах и конференциях.
Александр Воин,
PhD, Руководитель Международного Института Философии
и проблем Общества.