Новое Просвещение
А. Воин
23.2.11
Его пока еще нет, но оно срочно
требуется. Требуется Западу и России с Украиной, в особенности.
Что из себя
представляло европейское Просвещение и в чем была, так сказать, его
квинтэссенция? Просвещение стояло на двух китах: вере в разум человека, причем
разум не только прикладной, способный сварганить новое
оружие или кошмарно умный смартофон с прибамбасами, но в разум, способный решать сугубо
человеческие проблемы, находить смысл жизни и давать идеал и цели для индивида
и всего человечества. Идеал высокий, а не идеал безумного потребления и
неограниченной свободы свинства. И второе – на вере в
дух и на высокой духовности, ею порождаемой. Причем духовности не фанатичной, а
умеренной и контролируемой высоким же разумом.
А что мы имеем сегодня?
От веры в разум осталась вера,
что вот сейчас мы придумаем еще чего-нибудь научно технического: нано
технологии, бесплатный источник энергии, генетически модифицированное мясо,
которое будет расти прямо из мясорубки в неограниченном количестве и без всяких
усилий с нашей стороны, и тогда все вновь зацветет и станет прекрасным. И не
будет больше войн, террора, преступности, никому не надо будет давать взяток, а
милиция будет только переводить старушек через улицу. Но и эта вера слабеет с
каждым днем. Еще политики и отдельные ученые с увлечением разыгрывают эту
карту, кто - по узости своего интеллекта, кто – по своим бубновым интересам,
карьеры ради. Но западное общество в целом испытывает
все более сильное сомнение в правильности выбранного им пути. Что касается
России и Украины, то здесь это сомнение приближается к хаосу и метанию от
одного скороспелого решения о том или ином курсе, прорыве, выходе к другому.
Ну, а что касается Ближнего Востока, Африки и части Азии, то здесь колебания
идут между хаосом, диктатурами и религиозным фанатизмом. Причем неустойчивость
в этом регионе и вообще в мире определяется, прежде всего, потерей Западом
своего пути, пути сложившегося в эпоху Просвещения.
Что касается духовности, то тут
я ожидаю наперед возражений со стороны верующих, которые отождествляют
духовность с религией. Ведь сегодня, по крайней мере, в России и Украине число
верующих растет, а в эпоху Просвещения оно убывало за счет распространения
атеизма. Но нельзя ставить знак равенства между религиозностью и духовностью.
Конечно, главным в религии является именно духовное учение. Но это – главным
для меня и еще кого-то, но отнюдь не для большинства. Для большинства главным в
религии является соблюдение формальных обрядов и ритуалов: ходить в церковь,
креститься, молиться, зажигать и ставить свечки, соблюдать пост и т. д. И
всякая символика: крестики, иконки, куличи на пасху, освященная вода. И
мистика: вера в святых, которые помогут, если им помолиться, в чудесные
исцеления, в разные потусторонние силы, которые могут быть хорошими и плохими,
но кто их там разберет, на всякий случай лучше задабривать всех. Все это
великолепно сочетается с суевериями, с верой в заговаривания, нашептывания,
сглазы, и, наконец, с откровенной ересью, противной Богу и запрещенной Им: с
верой в магов и колдунов, с вызыванием духов и прочими попытками общаться с
потусторонними силами.
Да и духовность духовности -
рознь. Хумейнизм и прочий религиозный фанатизм – это
и религиозность, и духовность, но это - так же далеко
от истинной высокой духовности, как и полная бездуховность,
только с другой стороны. В эпоху Просвещения западное общество отошло, как от
религиозного фанатизма, так и от средневекового религиозного мракобесия с
кликушеством и суевериями. Атеизм же эпохи Просвещения, в отличие от нынешнего,
был атеизмом духовным, унаследовавшим от Христианства его духовное учение и
систему ценностей и морали, только без веры в Бога, зато и без суеверий и
кликушества.
Сегодня же
религиозная часть общества - ближе к средневековому мракобесию, а нерелигиозная
погрязла в бездуховном потребительстве, ловле кайфа и
просто в свинстве. В эпоху Просвещения, как ни в
какую предшествующую, была достигнута гармония между духом и рацио. Сегодня же мы имеем с одной стороны буйство
приземленного, бездуховного потребительского рационализма, сводящегося к погоне
за деньгами, властью и удовольствиями. А с другой – рост искаженной,
кликушеской, либо фанатичной духовности, причем не
только религиозной, но и в виде болезненного национализма, тоски по «сильной
руке» и даже ростков неофашизма. Эпоха Просвещения, наследуя в этом эпоху
Возрождения, удалившись от фанатизма и предрассудков средневековья, предъявляла
человеку, тем не менее, высокие требования, ведя его фактически по пути к
«образу и подобию Божию». Чем, несмотря на распространение атеизма, наследовала
христианское учение в главной, как по мне, его сути. А сегодня под лозунгом
гуманизма требования к человеку снижены до резиновой терпимости почти к любым
его порокам. Эпоха Просвещения дала необычайный взлет прекрасного высокого
искусства. А сегодня – разливанное море дешевого масс искусства, либо
разжигающего низменные инстинкты, либо угождающего вкусам обывателя. А в качестве высокого искусства котируются либо шизы,
замешанные на психоанализе, либо мистика, либо надутые псевдоисторические
американские блокбастеры.
Но если бы сегодня было все в порядке
с пресловутой «материей», которой молится большинство современного западного
человечества: с экономикой, справедливым распределением материальных благ,
экологией, безопасностью жизни и т. п., не стал бы я писать эту статью. Потому
что тем, кому, как и мне, не безразличны вышеупомянутые «высокие материи», она
не нужна. Они и так это знают и чувствуют, и каждый решает эту проблему
индивидуально для себя. Каждый находит себе свою отдушину и старается отвлечься
от окружения.
Все дело только в том, что и с
пресловутой «материей» (не высокой), которой все сегодня молятся, тоже стало не
в порядке. Экология – ни к черту и продолжает разрушаться. Из мирового
экономического кризиса с трудом вылезли, но если после Великой Депрессии 30-х
годов прошлого века Запад ликовал, уверенный, что найдена причина кризисов и
больше таковых не будет, то теперь не слышно подобного ликования. Наоборот,
раздаются голоса, что путь, по которому вышли из этого кризиса, заложил мину
нового еще большего. Да и вышли только самые развитые страны. Россия с Украиной
и ряд других стран еще далеко не вышли и не понятно даже, выходят ли или
барахтаются на грани нового. И все это на фоне растущей нестабильности в мире:
вооруженных конфликтов, террора, революций и хаоса в огромном регионе,
распространения атомного оружия, демографических перекосов, порождающих мощные
иммиграционные потоки, тоже не добавляющие стабильности, и т. д. Все это
нависает этакой мрачной тучей над пресловутой «материей», дорогой (единственно
дорогой) сердцу современного большинства. До того нависает, что у многих,
особенно в Росси и Украине, руки опускаются: стоит ли напрягаться и пытаться
навести порядок в бардаке, когда все равно вот-вот бабахнет, или, как вариант,
ничего к лучшему не изменится. Другие же от напряга кидаются в крайности,
кажущиеся им спасительными и оправданными в этой чрезвычайной ситуацией. Особо
популярной становится идея сильной руки, поиск внешних и внутренних врагов,
призывы к укреплению боеспособности страны (что для не вышедшей еще из
экономического кризиса страны будет как серпом по одному месту). Ну, и
ужесточается борьба за материальные блага и связанные с ней отношения людей –
надо накопить жирок к грядущей зиме. Рушится ощущение коллективного договора,
на котором держится всякое общество и государство, и под вопли об интересах
страны, либо с неприкрытым цинизмом, каждый начинает грести только под себя со все большим ожесточением.
А причиной всего этого непорядка
с «материей» и угроз, нависших над человечеством, является все та же утрата
гармонии между духом и рацио, достигнутой более или
мене в эпоху Просвещения. К сожалению, это мало кто понимает. Вот я и хочу
попробовать довести это понимание, если не до всех, то хоть до кого-нибудь.
Возьмем самое материальное из
«материального» – экономику, связанное с ней благосостояние и его
распределение. Конечно, со времен эпохи Просвещения произошел рост всего этого,
а если сравнивать по выпуску телевизоров или смартофонов,
то прямо таки бесконечный (по сравнению с 1913 годом). Но что касается
продуктов питания, то сейчас в мире назревает продовольственный кризис. Да и
без кризиса качество продуктов питания стало несравненно хуже. Даже в Штатах
большая часть продуктов питания генетически модифицирована. А
в России с Украиной, помимо этого, в пище полно радионуклеидов,
нитратов, гормонов и прочей дряни, воду из крана
лучше не пить и т. д. Да и на машинах некуда особенно ехать – вся природа
изгажена, по телевизору нечего смотреть, кроме масс искусства, которое во имя
экологии души лучше не смотреть, и т. д. Распределение материальных благ в
высокоразвитых странах - еще куда ни шло, но в России с Украиной и в
странах третьего мира, а также между богатыми и бедными странами оно вопит к небесам. Но и там, где наблюдается относительное
материальное благополучие, оно ненадежно. Спрашивается, почему на фоне этого
неблагополучия и ненадежности Китай и Индия, еще недавно самые отсталые в мире,
демонстрируют рост и устойчивость даже во время кризиса? Потому, что,
позаимствовав у Запада достижения науки и технологии, они сохранили
традиционную для их народов гармонию (относительную) между духом и рацио. (Сохранили пока что, потому что в современном глобализованном мире невозможно сохранять долго ничего,
основанного на одной лишь традиции).
Поясню это более детально. Что обеспечивало до
сих пор и продолжает обеспечивать рост экономики и производства
материальных благ, хотя бы всяких смартофонов и
прочей бытовой техники, и что мешает людям при таком сказочном развитии науки и
техники и производительных сил покончить с бардаком и устроить хотя бы «материальный»
рай на земле? Рост экономики и производства обеспечивала и
обеспечивает наука, естественная наука, всякие там физики, химии, биологии и т.
п. Но естественные науки и основанный на них научно технический прогресс помимо
того, что вместе с материальными благами приносят такие вещи, как разрушение экологии, создание
все более опасного оружия и возможность и опасность все более мощных
техногенных катастроф, не могут решать сугубо человеческие проблемы. Они
не могут помочь решать конфликты между странами и внутри них, не могут
обеспечить справедливое распределение материальных благ внутри общества, не
могут справиться с коррупцией, тормозящей развитие экономики и способствующей кризисм, не могут даже обеспечить бескризисного развития
экономики (хотя и дают в руки этой экономике колоссальной мощи производительные
силы). Последнее есть сфера гуманитарных наук, философии, культуры, религии,
морали и духа. В эпоху Просвещения была, как уже сазано,
гармония и тесная связь между всем этим и естественными науками, гармония между
духом и рацио. Еще со времен Возрождения существовали
гиганты, типа Леонардо да Винчи, в
равной мере подвизавшиеся в обеих этих сферах. В эпоху Просвещения их стало еще
больше: Декарт, Ньютон, Дарвин, Эйнштейн, Рассел и т. д. В нашу же эпоху
модернизма – постмодернизма такие универсальные мыслители перевелись. В области
естественных наук еще водятся отдельные гиганты, вроде Хоукина
или Алферова, но даже здесь господствуют узкие специалисты в каком-нибудь
частном разделе физики или другой науки.
В сфере гуманитарной, в сфере духа вообще не видно никого сколь-нибудь
выдающегося. Последним был Солженицын, но и он был чистый гуманитарий, что не
могло не отразиться на его попытках анализа ситуации в мире в целом и рецептах,
которые он предлагал для обустройства хотя бы России. Универсальных же
мыслителей, способных охватить всю картину происходящего сегодня в мире вообще
не видно. А без такого видения нет шансов и на то, что будет найден правильный
путь выхода из сложившейся в мире ситуации.
Есть и другая сторона дела. В
эпоху Просвещения и ученые естественники, и гуманитарии был служителями истины и человечества.
Сегодня, вследствие утраты гармонии между духом и рацио
и произошедшей из-за этого деформации духа и морали, ученые и естественники и гуманитарии в большинстве превратились
просто в старателей, добывающих из науки свой хлеб и озабоченных только своим
персональным благополучием и удовлетворением амбиций. Они сражаются друг с
другом как с конкурентами так же, как это происходит в бизнес среде, и ради
личного успеха топят важные и нужные обществу идеи и результаты, не от них
лично исходящие. В результате, хотя естественные науки продолжают развиваться
семимильными шагами и даже с ускорением, но это происходит за счет
колоссального увеличения числа занятых в науке и расходов на нее. Эффективность
же и естественных наук в пересчете на одного ученого снизилась по сравнению с
эпохой Просвещения в десятки если не в сотни раз и продолжает
снижаться. Что же касается гуманитарных и даже экономических наук
(макроэкономики), то результатов, о которых можно было бы с уверенностью
сказать, что они дают пользу обществу, тут практически не видно. Это при
колоссальном потопе словоизвержений, производимом подвизающимися
в этой области.
Наконец, это состояние, как
естественных наук, так и особенно гуманитарных, отражается на нравственном
состоянии всего общества. Если служитель
истины – ученый на самом деле не служит ей и обманывает общество, то что ждать от рядового человека, тем более политика или
бизнесмена?
В результате мы имеем
несравненно меньше прироста материальных благ от естественных наук, чем могли
бы иметь с учетом вкладываемых туда сегодня средств и количества
занятых в науке людей. С другой стороны, негативные последствия научно
технического прогресса начинают превосходить позитивные - разрушение экологии,
истощение природных ресурсов, нарастание вероятности и масштаба техногенных
катастроф и применения оружия массового поражения. А гуманитарные
науки не только не помогают нам справиться с негативными последствиями научно
технического прогресса (в чем они тоже должны участвовать), но практически
никак не решают своих собственно гуманитарных задач: разрешение конфликтов на
планете и внутри стран, справедливое распределение материальных благ, выработка
общечеловеческой системы основных ценностей или хотя бы разрешение проблемы
экономических кризисов.
Почему же разрушилась гармония
между духом и рацио, почему снизилась эффективность
естественных наук и свелась практически к нулю эффективность гуманитарных? В
основе этих изменений лежит кризис рационалистического мировоззрения, о котором
я не раз писал. Изложу здесь суть этого кризиса вкратце.
Рационалистическое мировоззрение,
так называемый классический рационализм, сложился именно в эпоху Просвещения и
был ее идейным стержнем. Хотя основные идеи его пронизывали как сферу
естественных наук, так и всю гуманитарную сферу, а его выдающиеся
представители, начиная с Декарта, были мыслителями широчайшего плана,
одновременно и учеными естественниками и гуманитариями, философами в частности,
но в основе классического рационализма лежал единый метод обоснования научных
теорий, выработанный развитием именно естественных наук. Но хотя он и был
выработан в основном в эпоху Просвещения, но не был представлен эксплицитно, а
существовал на уровне стереотипа естественно научного мышления. Кроме того
классический рационализм был склонен абсолютизировать научное познание, в
частности понятия и выводы науки. Для определенного этапа развития науки (конец
которого, кстати, совпадает с концом эпохи Просвещения) эта абсолютизация была
практически приемлема, поскольку тогда еще не вела к существенным для практики
ошибкам, и потому оставалась незамеченной. Но с
появлением теории относительности Эйнштейна стало ясно, что наука меняет свои
понятии и выводы и не обладает абсолютностью в том смысле, в каком это имелось
в виду в классическом рационализме. Это и привело к вышеупомянутому кризису. Проявился
он, прежде всего, в том, что в философии восторжествовали направления релятивизирующие научное познание, утверждающие его
ненадежность, пригодность в лучшем случае для производства всяких технических прибамбасов, но ни в коем случае
не для решения собственно человеческих проблем. Это - такие
направления, как экзистенциализм, с которого и начиналась эпоха модернизма,
сменившая эпоху Просвещения, и который весьма поспособствовал этому переходу,
пост позитивизм, представители которого, опираясь на феномены реальной науки,
выдвинули веские аргументы против классического рационализма, и ряд других.
В результате произошел полный разрыв между сферами естественных и гуманитарных
наук и, как следствие, между духом и рацио. Естественные науки остались при едином методе
обоснования, который, как я сказал, сидит в стереотипе мышления их
представителей и продолжили развиваться, хоть и с падающей постепенно
эффективностью, но все еще сохраняя оную в не такой уж
малой степени (что и проявляется в появлении все новых технических прибамбасов, включая смартофоны и
атомные бомбы). Гуманитарные науки утратили всякую связь с этим методом и
уподобились богословию, в противопоставлении
и противостоянии которому встала в свое время рациональная наука. Таким
образом, и произошел вышеупомянутый разрыв духа и рацио,
последствия которого мы переживаем сегодня.
Для того чтобы
преодолеть этот разрыв, мало, конечно, одних призывов к возрождению духовности, рациональности, к
гармонии, морали, ценностям или, скажем, к новому Просвещению. Таких
призывов сегодня, кстати, хоть пруд пруди и от профессиональных политиков, и от
всевозможных самозваных спасителей человечества или отечества, как правило,
изрядно дремучих по части и духа и рацио (особенно
много их в интернете), но дело от этого с места не двигается. Для того, чтобы оно двинулось, надо заново обосновать сам рационализм, заодно устранив ошибки
классического, и опровергнуть аргументы философов, релятивизирующих
научное познание, как таковое. Я утверждаю, что я это сделал в моей философии,
которую называю неорационализмом или духовным
рационализмом.
На основе
моей теории познания (Неорационализм, Киев, 1992,
часть 1) я опроверг аргументы
экзистенциалистов и пост позитивистов и разработал единый метод обоснования научных
теорий (Философские исследования, №3,2000; №1, 2001; №2, 2002, Философия
физики. Актуальные проблемы//М.: ЛЕНАНД
2010 и др.). Он остается неизменным при всех сменах фундаментальных
теорий, при которых меняются базовые понятия и выводы. Именно этот метод дает науке ее особый эпистемологический
статус и из него вытекают критерии,
отличающие науку от не науки, лженауки и т. д. Как сказано выше, этот
метод выработан в процессе развития естественных наук, физики, прежде всего, но
до сих пор он существовал лишь на уровне стереотипа естественнонаучного
мышления. Я сформулировал его и представил эксплицитно и показал, что научная
теория, обоснованная по единому методу, обеспечивает однозначность
своих понятий и выводов и гарантирует истинность этих выводов (с заданной точностью и вероятностью) в области действительности, для которой имеет место привязка
понятий к опыту. При этом уточнена разница между
теорией и гипотезой, что важно и для физики, но особенно важно
для экономики, где эта разница оказалась совершенно размыта. А эта размытость имеет важные последствия для общества и всего человечества, так как зачастую со ссылкой
на теорию, которая на самом деле является
лишь гипотезой, нас убеждают в безопасности того или иного развития
или проекта и у общества нет инструмента,
чтобы разобраться в истинности соответствующих аргументов. Единый метод обоснования позволяет также
установить границы надежного применения теории.
Я показал
также, что единый метод обоснования
может употребляться не только в сфере естественных наук, но и с соответствующей адаптацией в сфере гуманитарной и в философии, где он на сегодня не ведом даже на уровне стереотипа мышления. Он может
применяться и в экономике.
Помимо этого я
разработал теорию оптимальной общечеловеческой морали и рациональную теорию
духа («Неорационализм», части 4 и 5) и, опираясь на
разработанную мной новую герменевтику (базирующуюся на все тот же единый метод
обоснования), предложил новую трактовку учения, данного в Библии. В частности я
показал, что исходное учение Иисуса Христа является непротиворечивым с точки
зрения рациональной науки. Но оно получило некоторое искажение уже в трактовке Павла и Иоанна Богослова, признанных представителями церкви всех
конфессий святыми, а главное непогрешимыми. А в
дальнейшем церковь только усиливала искривление этого учения, добавляя в него
противоречий. Правда реформаторам Лютеру, Кальвину и другим удалось частично
исправить эти искажения, но лишь частично. А в дальнейшем многие протестантские
конфессии отклонились в трактовке учения даже дальше
католицизма и православия. Я утверждаю, что без исправления этих искривлений
невозможно подлинное возрождение христианской религиозной духовности и это
исправление может быть сделано лишь на базе моей герменевтики.
Таким образом, я считаю, создан фундамент для нового Просвещения,
аналогичный тому, на котором встало историческое Просвещение, но более
обоснованный и с учетом ошибок прежнего.
Но и этого
сегодня мало для того, чтобы восстало новое Просвещение. Как я уже сказал,
утрата гармонии меду рацио и духом и связанное с ней
утрата и искривление духовности, переставшей контролироваться рассудком,
привели к ситуации, в которой практически невозможно пробиться новым большим
идеям, нужным обществу. Судьба моей философии яркий томупример. О том, как философский истэблишмент и даже
академический в целом сопротивляются признанию моей философии и какими методами
при этом действуют, я писал не раз, не буду здесь повторяться.