Современная философия
и глобальный кризис
(Продолжение)
А. Воин
11.9.12
Первую часть этой статьи я написал
давненько, но завершение ее откладывал до сих пор, поскольку другие, более
горячие темы отвлекали меня. Но в связи с тем, что пару месяцев назад я получил
предложение от международного издательства Lap-publishing
опубликовать у них книгу на тему глобального кризиса человечества, я в процессе
написания книги вынужден был вернуться к теме этой статьи. Предлагаемый вниманию
читателя ниже текст является одновременно и продолжением той статьи и второй главой
моей недавно вышедшей книги «Глобальный кризис: причины и пути выхода». (О том,
где желающие могут приобрести книгу, я написал в статье с тем же названием, что
и книга, и в ней же вступление и первая глава книги).
Неспособность современной философии и других гуманитарных наук в их
нынешнем состоянии
справиться с стоящей
перед ними задачей (связанной с глобальным кризисом) видна хотя бы из ставших, так
сказать, велением времени попыток синтеза гуманитарных и естесственных
наук. Последняя такая попытка - международная конфереция
«Проблемы синтеза гуманитарных и естесственных наук»,
проходившая в Москве 3.4.2012 года. Спрашивается, зачем нужен
синтез гуманитарных и естественных
наук? Синтез нужен для повышения
эффективности науки. Причем,
прежде всего (если не именно), гуманитарной науки, эффективность
которой в сравнении с естественной явно проигрывает. Речь ведь идет
о переносе методов естественных наук в гуманитарную
сферу, а не наоборот. Попытки
обратного переноса, если когда и были
(например, попытка навязать диалектический метод ученым естественникам), то ничего не дали. Перенос же методов
естественных наук в гуманитарную
сферу, безусловно, дает определенный положительный
результат. Но перенос этот осуществляется уже не первый год (некоторые считают, что как
минимум 50 лет), а разница
в эффективности гуманитарных
и естественных наук остается
по-прежнему драматической.
Мало того, зачастую этот
перенос не только не повышает
эффективности гуманитарных
наук, но служит лишь наукообразным прикрытием для откровенной научной имитации, количество которой в сфере гуманитарных наук стремительно возрастает. Важно отметить, что и в сфере естественных наук, порождающих эти методы, применение их для прикрытия научной имитации тоже имеет место,
хоть и не в таких масштабах, как
в гуманитарных. Таким образом, возникает
вопрос, что, вообще, делает науку наукой, что отличает
настоящую науку от лженауки и научной
имитации. Очевидно, что, не
ответив на этот вопрос, мы не можем
решить проблемы, стоящие перед гуманитаристикой и надеяться на существенный успех от ее интеграции
с естественными науками.
На уровне феномена настоящую науку отличает надежность и однозначность ее выводов, однозначность
понятий, которыми она оперирует, и способность ученых договариваться между собой и всем
сообществом (пусть не сразу) принимать какую-либо теорию как истинную, а остальные, конкурентные - как ложные. Ведь
объективная истина одна и, если сообщество ученых неспособно
договориться между
собой о том, какая из конкурирующих теорий истинна, то какая ж это наука и как ей пользоваться?
Естественные науки более-менее удовлетворяют этим требованиям, чему главное подтверждение
– бурный научно-технический
прогресс,
базирующийся на этих науках. Что касается гуманитарных наук, то успех человечества в гуманитарной сфере спорен, относителен и уж, во всяком
случае, не сравним по
темпам с успехом научно-техническим.
Каждая из гуманитарных наук: философия, социология, психология, макроэкономика и т.д., разбита на
множество школ, между которыми нет общего языка,
и они не только не способны договориться о том, какая
из конкурирующих теорий истинна, но как правило, и не пытаются этого делать. Как правило, каждая школа просто игнорирует другие. В качестве примера приведу высказывание Михаила Дюмета из его книги "Правда и другие загадки":
"…Хейдегер воспринимался лишь как экзотика;
слишком абсурдная, чтобы
относиться к ней всерьез, для того направления философии, которое практиковалось в Оксфорде (аналитическая
школа - мое)".[Dumett Michael: "Truth and other enigmas",
"Duckwarth", London].
И это, замечу, при том, что Хайдеггер является одним из столпов другого
философского течения, экзистенциализма и на современную западную систему
ценностей Хайдеггер с экзистенциализмом оказали несравненно большее влияние,
чем Михаил Дюмет вместе с прочими аналитиками. Таких примеров игнорирования представителями одной философской школы (аналогично, психологической, социологической и т.д.) представителей,
даже всемирно известных, другой можно привести множество. А когда представители таких школ встречаются на конференциях, то даже если в своих докладах они утверждают прямо противоположные вещи, все равно к
утверждениям и аргументам противоположной
стороны они никак не относятся.
Что касается
точности и однозначности
понятий и выводов, то в гуманитарной
сфере она близка к пресловутой «точности до наоборот». В подавляющем большинстве случаев гуманитарии, особенно философы,
не заботстся даже дать определение хотя бы базовым понятиям своих статей, книг и целых
теорий. Возьмем, например, весьма влиятельую в
Америке философскую школу, именующую себя «Современные теории познания»,
разветвленную внутри себя на 5 направлений: фаундизм, кохерентные теории, пробабилизм, релиабилизм и директ
реализм, каждая из которых
имеет свои
философские журналы, а представители школы возглавляют философские кафедры во
многих универстетах. Базовым понятием для всех
направлений этой школы является понятие оправданности выводов (justification of beliefs). Но, как пишет в своей книге "Современные теории познания» основатель
направления директ реализм .Джон Поллок: "Все обсуждавшиеся выше теории (фаундизм,
кохерентные, пробабилизм, релиабилизм - мое) имеют общий недостаток:
ни одна из них не в состоянии дать внятного определения понятию оправданность, которым они пользуются" (John Pollok: "Contemporary theories of knowledge", Rowman and Litlefield
Publishers, USA, 1986). Однако критерий оправданности самого Поллока также не обоснован им, хотя он и претендует
на это. Поллок рассматривает, как оправданные, выводы, получаемые в соответствии с правильными эпистемологическими
нормами. Очевидно, что это
не решает проблемы, а лишь заменяет ее
на аналогичную, поскольку теперь в обосновании нуждаются эти самые
эпистемологические нормы. Но у Поллока нет
ни малейшего объяснения, почему же, собственно, его эпистемологические нормы следует считать правильными и в каком смысле. Более того, он не дает и сколь нибудь
ясного общего определения или хотя бы
описания их. Он лишь между строк вскользь упоминает один раз индукцию и дедукцию, а другой раз механизм автоматического поддержания равновесия при езде на велосипеде в качестве таких норм.
Но разве эти вещи имеют
одну и ту же природу? С другой стороны
механизм автоматической регулировки равновесия имеет ту же природу, что и перестальтика кишечника, скажем. Должны ли мы
на этом основании относить и эту последнюю к эпистемологическим
нормам?
Таких примеров можно приводить еще до
бесконечности. На бесчисленных философских и гуманитарного направления
конференциях, включая международные самого высокого ранга, авторы докладов до
одури говорят о важности морали и духа, не заботясь уточнить, что они имеют в
виду под оными. При этом одни под моралью имеют в виду вседозволенность
сексуальной революции, а другие Домострой.
Какую пользу
может ожидать общество от такого качества гуманитарной науки, не требует
пояснений. Достаточно вспомнить международные конференции с участием
политиков, философов и предсатвителей трех осевых
религий: Христианства, Мусульманства и Иудизма по
Чечне. На них было полное единодушие и согласие, все были за мир. Но никто не
заботился определить, что он имеет в виду под миром и каждый имел в виду мир на
его условиях. Поговорив таким образом за мир, все расходились
довольные собой, а война продолжалась, как если бы этих конференций вообще не
было. Хорошей иллюстрацией этого состояний философии и прочих гуманитарных наук
является также упомянутая конференция «Гуманитарные и естественные
науки: проблемы синтеза» с постановкой одного из проблемных вопросов: «Вызовы замещения в гуманитаристике: познания – цитированием, нового гуманитарного
знания - научной имитацией, научной модели и теории - интерпретаторством, закономерностей
общественного развития - «объяснительными» схемами».
Что же обеспечивает естественным наукам высокую надежность, общий язык (он же способность договариваться и принимать всем сообществом некую теорию, как истинную)
и однозначность понятий и выводов?
Расхожим мнением на этот счет, мнением,
которого придерживаются и многие участники упомянутой
конференции, является представление о том, что все это достигается за счет применения математики в естественных науках. И, следовательно,
единственный путь
синтеза – это математизация гуманитарных наук. Но, во-первых, возможность математизации ограничена принципиальным отсутствием количественной меры для подавляющего большинства понятий гуманитарных наук. Не существует килограммов, метров и т.п. любви, справедливости и т.д. Во-вторых, идущее от Канта представление о том, что «В каждой науке столько
науки, сколько в ней
математики», попросту неверно. Использование
методов естественных наук для
прикрытия «научной имитации» выражается, прежде всего и более всего, в использовании для этой цели математики. Можно взять любую самую бредовую идею и украсить ее сколь
угодно высокой математикой.
Математикой украшают себя астрологи, нумерологии и прочие шарлатаны. Применение математики само по себе не имеет
никого отношения к соответствию теории описываемой ею действительности, опыту. Прекрасной иллюстрацией этому послужили многие доклады, проходившие на ура
на самой этой конференции. Например, доклад Соколова Н. В. «Естественно-научные и математические
аспекты философии и этиологии». В нем он, на полном серьезе, давал «математическое доказательство» религиозной догмы, гласящей: «Бог один, но в трех лицах».
Доказательство сводилось к
тому, что Бог представлялся
вектором в трехмерном пространстве
а «лица» - его проекциями на оси координат. И докладчик
при этом еще уверял, что вектор равен каждой из
своих проекций. Все остальное в этом докладе было в том же духе. Подобную ахинею тяжело найти даже в астрологии или любой другой псевдо науке. А тут она преподносится и принимается на конференции, одна из заявленных целей которой – избавиться от
научной имитации
в гумантаристике. И подобных
докладов на конференции можно привести еще несколько.
Неудовлетворительное состояние современной
философии, ее несоответствие задачам, вставшим перед ней в связи с глобальным
кризисом человечества, иллюстрирует также тот факт, что философия сегодня перестала играть ту
роль, которую она играла в прошлом.
Глобально ход истории, эволюция человеческого общества определялась
идеологиями. Идеологии же базировались на большие
философские или религиозные учениямя. (Последние, по сути, тоже являются философскими учениями, только
обоснованными не рационально, а на авторитете Бога).
Вот
приняла часть народов на планете христианское учение (идеологию) и их
дальнейшая история, при том что у каждого она была
своя, в целом пошла уже другим путем, чем у народов, не принявших Христианство.
Причем христианские народы, а также народы, принявшие некоторое время спустя
Ислам (другую осевую религию, вышедшую из того же корня) через некоторое время
стали играть ведущую роль на
планете. Затем внутри христианского мира можно
схематически и условно, но приемлемо для нашей задачи, отследить цепочку
идеологических трансформаций. Сначала
Возрождение, которое было синтезом идеологий христианской и античной. Затем
Реформация. Затем именно на этом пути трансформации или эволюции идеологий
зарождается рационалистическое мировоззрение и тесно связанная с ним наука
Нового Времени. Причем именно народы, пошедшие этим путем, выделяются уже внутри христианского мира и становятся ведущими и в этом
мире и в мире вообще, сохраняя пока еще эту ведущую роль по сей день. Далее на
этом пути возникает идеология буржуазных революций и демократии с рыночной
экономикой. И уже на подходе к сегодняшнему дню, идеология буржуазных революций
трансформируется в современный либерализм и нео либерализм и более-менее одновременно возникают на этом же
эволюционном стволе идеологий, в среде народов, пошедших этим путем, идеологии
марксизма и фашизма. И опять народы, пошедшие каждым из этих разветвлений
главного пути, пусть на короткий исторически период времени, вырываются вперед,
добиваясь если не абсолютной гегемонии в мире, то конкуренции на равных с
народами, оставшимися при либеральной идеологии, и превосходства над народами,
оставшимися при более древних идеологиях.
Вывод,
ради которого я сделал этот беглый экскурс в историю идеологий, очевиден и уже
фактически сформулирован выше. Повторю и
уточню его. Идеологии, базирующиеся на философские учения, играли главную роль
в человеческой истории на длительных интервалах ее и народы, принимающие
исторически правильную, соответствующую времени и новой действительности
идеологию, получали преимущество
перед народами с отсталой идеологией и вырывались
вперед в своем развитии.
Но
сегодня философия превратилась в салонные разговоры профессиональных философов
в узком кругу или источник цитат для украшения речей и статей журналистов и
политиков. При этом никакого отношения к решениям, принимаемым политиками или
рекомендациям, даваемым журналистами, эти цитаты не имеют. Место же, которое
прежде занимала философия в качестве фундаментального основания для выработки
внешней и внутренней политики, системы ценностей, короче идеологии, теперь
заняли (претендуют занять) социология, и многочисленные и продолжающиеся
множиться политологии, политтехнологии, социальные
психологии, культурологи и т.д.
Спрашивается, если философия перестала
играть роль ей предназначенную, так что плохого в том, что ее место заняли
политология, политтехнология и иже с ними? Может
быть, как сказал бы Васисуалий Лоханкин,
в этом и есть сермяжная правда, может быть так и
надо, может быть
это хорошо, соответствует времени и т.д.? К сожалению, это не так.
Дело в самой постановке задач и
направленности мышления в философии (изначально и по ее предназначению) и в
политологиях, социологиях и т.д. Философия предназначена определить смысл
жизни, поставить цели и ограничения для отдельного человека и общества в целом.
Причем делать это она должна, исходя из самой общей картины мира, человека в
нем и общества. Социология, политология и т.д. рассматривают задачи несравненно
более укороченные: как достичь власти, как ее удержать и тому подобные
конкретные вещи. А вот, что должна делать власть для людей, а не для
самосохранения, что вообще есть хорошо, а что плохо для человека и общества,
это, по крайней мере, не главное для этих наук. Исходят они при этом также из
сокращенной и упрощенной картины мира, человека и общества, статико – статистической, я
бы сказал. Провели опрос общественного мнения и установили, скажем, что 90%
хотят того-то и того-то. Значит это и есть то, что хорошо для общества.
Статика. Не рассматривается возможность,
что эти 90% заблуждаются и что после того, как они получат то, что хотят, они
будут жестоко разочарованы и их мнение измениться на
противоположное. В лучшем случае динамика учитывается через модели типа эконометрических с линейной экстраполяцией на будущее. Например, с помощью тех же опросов и статистики устанавливается,
что в прошлом году готовы к активным протестным
действиям были 2% населения, в этом 3%, значит, делается вывод, в следующем
будет 4%. Подобные модели в серьезных науках, например в физике, были в ходу
лишь на заре их становления, где-нибудь лет 300 назад. Там уже давно поняли,
что линейная экстраполяция по одному параметру не дает нам
никакой гарантии истинности выводов. Что если в
прошлом году было 2%, в этом 3, то в следующем может быть какое угодно
изменение в какую угодно сторону. И что надежное предсказание результатов на
будущее могут давать только модели, учитывающие причинные связи между главными
параметрами процесса. Но до гуманитарных наук, в частности до политологий и политтехнологий это до сих пор не дошло. Но даже такой,
сильно упрощенной, скажем так, наукой занимаются лишь лучшие из политологов и
иже с ними. Большинство же политологов – это чистой воды футбольные
комментаторы, только вместо футбола они комментируют политку
и политиков. Футбольный комментатор пишет, что футболист Иванов заявил о своем
намерении перейти в команду Б из команды А не для
того, чтобы действительно перейти, а для того, чтобы его в родной команде чаще
выпускали играть на поле. А политолог пишет, что политик Иванов заявил о своем
намерении перейти в партию Б из партии А не для того,
чтобы…. Ну или как в том анекдоте: «Партия А
заяляет, что она будет
поддерживать принятие такого-то закона в парламенте, для того чтобы мы
подумали, что она будет его валить, но ведь она действительно собирается его
валить. Тогда зачем она так говорит?».
Я не хочу вышесказанным изничтожить,
вообще, рассматриваемый класс наук. Они могут быть полезны, если их употреблять
по назначению. Они должны служить
подспорьем, вспомогательным инструментом для философии, а не ее заменой.
Философ, дабы не отрываться от реальной жизни, должен принимать во внимание все
эти опросы общественного мнения и выявленные (и, к сожалению, часто
изобретенные самими политологами и политтехнологами) способы манипулирования
сознанием масс. Но если мы будем руководствоваться только знаниями, пусть
вполне научными, о том, как захватить и удержать власть, но не будем знать, как
употребить эту власть на благо обществу и в чем вообще это благо состоит (в
действительности, а не по мнению сегодняшнего
большинства), то понятно к чему мы придем. Таким образом, эта подмена философии
социологиями и политологиями только усугубляет неадекватность восприятия
действительности и самим обществом и
властями. Для подкрепления этого моего вывода в следующей главе я хочу
рассмотреть более подробно, что дает и чего не может дать современная
социология – первая среди наук претендующих заменить философию.