Главный враг
А. Воин
1.1.13
Недавно в электронном журнале
«Континент» появилась статья М. Краснянского «Главный враг Америки -
непримиримость демократов и республиканцев». Вот несколько цитат из нее:
«Интеллектуальный уровень конгрессменов и законодателей штатов постоянно понижается, туда попадает всё больше людей с интеллектом морской водоросли и ухватками базарной торговки, для которых мнение экспертов — пустой звук (даже если это лауреат Нобелевской премии по экономике)».
«В результате, американские межпартийные политические дебаты все глубже пропитываются не только бескомпромиссностью, но грязью и ненавистью
— похоже, это уже не политическая
борьба, а война без правил между демократическими
Монтекки и республиканскими
Капулетти».
«Увы, это проблема
не только США, — но и России, и Украины, и многих других стран на разных континентах — когда национальная элита, управляя страной, не чувствует себя и фактически не является её частью и поэтому
не беспокоится о её благополучии, рассматривая свою страну только как
источник извлечения сверхприбыли и, таким образом, своей
ненасытной алчностью и невежественным высокомерием — уничтожает свою страну».
«Пора переводить Америку из диагностического отделения в хирургическое.
И сделать это можно только СОВМЕСТНЫМИ
усилиями республиканцев и демократов на основе взаимного (да, тяжелого, да, болезненного!)
КОМПРОМИССА. Другого пути у
Америки сегодня попросту НЕТ».
Эти
высказывания Краснянского и статья в целом принадлежат к разрастающемуся
сегодня множеству высказываний в том же духе на ту же тему, а именно о
кризисном состоянии современной западной цивилизации в целом или в отдельности
Америки, России, Украины и других стран. Можно сказать, что высказывания
Краснянского подбивают сухой остаток речений на эту тему, но я, все же, позволю
себе уточнить и развить его и копнуть глубже на предмет установления причин этого
состояния и путей выхода.
Во-первых, снижается интеллектуальный уровень
не только американских конгрессменов или, более широко, американских политиков
и вообще политиков в западном обществе, включая Россию и Украину. Снижается средний интеллектуальный уровень
общества в целом. На первый взгляд это противоречит тому обстоятельству, что
наука сегодня не просто продолжает развиваться, но движется вперед с
ускорением, просто семимильными шагами. Кроме того, благодаря интернету
необычайно расширился доступ всех к научной и любой другой информации. Но
снизилась средняя способность людей разбираться во всей этой информации. И это
относится не только к рядовым людям, но и к ученым. Сегодняшний ученый
становится все более узким специалистом, для которого то, что творится в
смежных дисциплинах - не меньшая тайна, чем для обывателя, далекого вообще от
науки. И это относится даже к нобелевским лауреатам, даже в области экономики,
где представители одного направления в этой науке, не понимают представителей
другого и в результате не в состоянии договориться между собой, что нужно
сегодня делать в экономике. В этой ситуации тяжело обвинять и политиков, какие
бы они ни были тупые, в том, что они не слушают советов ученых авторитетов и
даже лауреатов нобелевской премии. А которого они должны слушать: того, что
говорит, что надо идти направо, или того, что говорит, что надо идти налево?
Во-вторых,
«грязь», «ненависть», «борьба без правил» – это характеристика не только борьбы
республиканцев с демократами в Америке, и не только политической жизни как
таковой в Америке и вообще в Западном обществе, включая Россию с Украиной, но и
состояния западного общества в целом. Грязь в виде разливанного моря порнухи, разнузданной половой жизни, включая самые дикие
извращения, взаимной поливы всех всеми и т.д. может быть и распространяется
сверху, но уж больно охотно принимается и низами. Ненависть, злобность, поиск
врагов, также нарастают по мере обострения глобального кризиса и лозунг «Умри
ты сегодня, а я завтра», распространяется как на тонущем корабле, когда все уже
махнули рукой на спасение корабля и каждый думает только о своей шкуре. Это проявляет себя и в информационной войне
между всеми странами, между Америкой и Россией в
особенности, между различными партиями, идеологиями и религиями внутри стран,
вплоть до озлобленности и склок между соседями по лестничной клетке, и в
«капустных» революциях, и в росте национализма и ксенофобии, в буйстве и
необузданности протестных движений, лишенных серьезной теоретической основы, в
необузданной жадности банкиров, олигархов и коррумпированных политиков и
чиновников и, наконец, в бессмысленных терактах одиночек, расстреливающих кого
ни попадя неизвестно за что.
В третьих, действительно ли можно надеяться, что для того,
чтобы распутать весь этот клубок проблем (а в него надо включить еще ресурсный,
экологический и разные прочие кризисы, нависающие над планетой), достаточно
компромисса между республиканцами и демократами в Америке? Ну, или более
широкого компромисса, скажем, между Америкой и Россией или между Америкой и
Китаем, между Западом и мусульманским миром, между развитыми и развивающимися
странами и т.п. Словечко это «компромисс» оно из ряда терминов, типа
терпимость, толерантность, политкорректность, многовекторность,
мультикультурность, которые определяли внутреннюю и
внешнюю политику западных стран в течение последних десятилетий. Некоторые из
них, вроде мультикультурности уже стали выходить из
моды вместе с определяемой ими политикой, показавшей свою несостоятельность. С
другими, как-то компромисс продолжают еще носиться. И тут мы подходим к сути
проблемы, к причине происходящего.
Мы видим, что нетерпимость, злобность,
агрессивность и т.п. не есть хорошо. Но и безразмерная терпимость ко всему чему
угодно, а также расплывчатые политкорректность, мультикультурность и т. п. ведут тоже куда-то не туда. Так,
где же истина? Напрашивается вывод, что истина в точном определении, что
следует терпеть, а чего терпеть не следует. Тоже и с политкорректностью и с мультикультурностью и, наконец, с компромиссом. Ведь
компромисс компромиссу рознь. Если компромисс приводит к правильному,
справедливому, оптимальному решению проблемы, то он во благо. Если нет, то он
может на время оттянуть острый конфликт, кризис, войну и т.п. Но лишь для того,
чтобы со временем все это разразилось с еще большей силой. Все эти компромиссы,
политкорректности и т.д. пришли на смену ясному пониманию того, что есть хорошо
и что плохо и что нужно делать, чтобы было хорошо. Когда нет ясного понимания,
тогда всегда находятся умники, которые вылазят вперед
и говорят: «Давайте не будем. Давайте не будем выяснять, кто прав, кто виноват.
Давайте замнем все это для ясности, а то, как бы чего не вышло». И тогда
начинается вся эта манная каша, вся эта муть, в которой хорошо только тем, кто
ловит рыбку в мутной воде, и которую мы сегодня наблюдаем.
А было ли
когда-нибудь иначе? Да было. Почему вообще западная цивилизация достигла такого
расцвета в недавнем прошлом и безоговорочно возглавила процесс развития в мире?
Потому что вместо плюрализма и прочей манной каши, она выработала четкое
мировоззрение, четкую систему ценностей и четко знала, что есть хорошо и что
плохо и что надо делать, чтоб было хорошо. А нынешний кризис западной
цивилизации, а с ней и всего мира, как раз и заключается в разрушении этого
мировоззрения и в отсутствии на сегодня четкого (и, конечно же, правильного)
нового.
Что из себя
представляло это мировоззрение, на котором встала и расцвела западная
цивилизация? Этим мировоззрением был
классический рационализм. Что он из себя представлял,
почему произошел его кризис, и к каким последствиям привел он в самых разных
областях современной действительности, все это я исследовал и описал во многих
своих работах. («Кризис классического рационализма и неорационализм»,
«Глобальный кризис и научно-технический прогресс», «Современная демократия»,
«Идеологии в современном мире» и т.д.). В частности, как я показал, именно он
привел и к дебиллизации не только американских
конгрессменов, но и общества в целом, и к размыву ценностей и норм морали,
следствием чего являются и грязь, и злобность, и ненависть в современном
обществе и многие глобальные проблемы, нависшие сегодня над человечеством.
Выход из ситуации заключается в разработанном мной неорационализме,
который, исправляя недостатки классического рационализма, сохраняет его
достоинства. В рамках неорационализма я построил оптимальную теорию морали («Неорационализм», Киев, 1992) и единый метод обоснования
научных теорий («Единый метод обоснования научных теорий», Алетейа,
СПб, 2012), который дает общий язык не только ученым, но и политикам. А будучи
внедрен в систему образования он позволит существенно поднять уровень
аналитического мышления населения, что решит проблему дебиллизации
и много других. К сожалению, сегодня во всех сферах жизнедеятельности, включая
науку (гуманитарную в особенности), не говоря про политику, журналистику и
бесчисленных доморощенных гуру в интернете, развелось слишком много любителей
ловить рыбку в мутной воде, которых не устраивает ясность мышления у широких масс.
Поэтому и на опубликование моих работ уходили десятилетия и, будучи
опубликованы (тоже не все), они замалчиваются и не обсуждаются.