Теория и гипотеза в современной науке
А.
Воин
19.09.06
Во времена Ньютона и ближайшие к ним
разница между теорией и гипотезой казалось настоль самоочевидной, что никто не
позаботился четко сформулировать эту разницу, дать однозначные определения
теории и гипотезы, из которых бы эта разница следовала. Т. е. были , конечно,
определения типа: теория – это доказанная гипотеза, но что значит «доказанная»
оставалось в тумане. Философы, правда, ломали над этим головы и копья в спорах
между собой, но поскольку философия, как теперь модно говорить в ее же среде,
ничего не решает, а только обсуждает, то ни к какому результату они, конечно,
не пришли. А ученые сочли, что это их мало заботит, не мешает им решать
конкретные проблемы. И действительно, до относительно не давних пор отсутствие
четкого формального различения между теорией и гипотезой практически не мешало
науке делать свое дело и не вредило обществу в целом. Ученые и без такого
определения практически единогласно провозглашали конкретные исследования
теориями, а другие – гипотезами и это всех устраивало. Никто, например, не
сомневался, что механика Ньютона – это теория, а волновая и корпускулярная
теории света – это гипотезы. Хотя, как видим, две последние назывались все-таки
«теориями», что лишний раз свидетельствует о существовании амбивалентности в
этом вопросе и тогда (хотя тогда это никому не мешало).
Но со временем ситуация изменилась. Со
времен появления теории относительности и квантовой механики, а тем более
сегодня, когда речь идет о кварках, теории струн, торсионных полях, теории
Большого Взрыва и т. п., различие между теорией и гипотезой перестало быть
самоочевидным и для физиков. Настолько, что приходится слышать и от физиков, а
не от посторонних, что никакой разницы и нет, что теория – это гипотеза,
которая пока еще не опровергнута и т. п. А в научных статьях по физике можно
встретить выражения типа: «В современной физике принято считать, что…». Что
значит «принято считать»? Физика это что? Салон мадам Бламанже? Что существует
какой-то авторитетный физический междусобойчик, который диктует физические
моды, а остальные физики принимают их без доказательства? Еще Сахаров выступал
против системы авторитетов в науке, требуя, чтобы у теории был один авторитет –
ее доказанность, обоснованность. Но что есть доказанность и что есть теория, он
умолчал и посему его требование повисло в воздухе.
К чему здесь весь этот шум про разницу
между теорией и гипотезой, возопят здесь многие читатели, включая физиков, и
даже некоторые философы. Ну, философам
совершенно уж неприлично так вопить, потому что подобными вопросами философия
занимается испокон веков (т. е. со времен существования науки). Важность для
физики и прочих естественных наук четкого определения теории, ее доказательства
или обоснования я уже излагал не раз, но в двух совах повторю. Отсутствие
внятных определений и критериев в этой области
приводит к тому, что наука, даже физика, засоряется бездарью с одной стороны, и
заливается потоком сорной информации – с другой. В гуманитарных науках и,
особенно, в философии это привело к тому, что большая часть публикуемого – это
наукообразное пусто говорение. Все это снижает эффективность науки и через то
влияет и на качество жизни всех тех, кто не имеет к ней прямого отношения.
Но для многих последнее - малоубедительный
аргумент, люди не чувствуют изменений в эффективности науки. Чего, мол, там, все равно ученые
забивают нам постоянно мозги всякими новыми теориями, в которых уже никто и
разобраться не может, и изобретают всякие там штучки, от которых неизвестно –
больше пользы или вреда. Для последней категории читателей подброшу еще такой аргумент.
Вот академик Велихов в России и группа маститых физиков в
Англии рвутся ставить эксперименты с сингулярным состоянием вещества. Многие физики считают, что такие эксперименты могут привести к уничтожению
земного шара. Но
Велихов и упомянутые физики утверждают, что «теория доказала», что никакой
такой опасности нет. Ну, если бы слова «теория» и «доказала» имели бы тот же смысл, что и во времена Ньютона, то можно было бы согласиться с Велиховым (предварительно поверив доказательство). Но если эта теория завтра может
стать гипотезой, будучи опровергнута, а
опровержением послужит уничтожение земного шара, вместе со всеми нами, тогда
наше отношение к убежденности Велихова
должно быть совсем иным. То же самое и с увещеваниями генетиков по поводу генной инженерии: Мы, мол, ребята, все это теоретически обосновали, спите спокойно. Так если «обоснование» - это доказательство в старом добром смысле слова,
тогда - зеленый свет генной инженерии, а если оно завтра может быть опровергнуто, тогда
спешить не надо, а лучше подождать пока гипотеза станет теорией в старом смысле
слова.
Да, но
вот заковыка: «а был
ли мальчик»? А существовала ли теория, отличная от гипотезы, теория доказанная
в том смысле, что никакие опровержения ее не могли уже случиться? В современной западной философии,
(а восточная этими проблемами никогда не интересовалась) господствует точка зрения пост позитивистов (Куайн, Кун, Фейеабенд, Поппер, Лакатос и др.), согласно которой никаких таких
теорий и их обоснований в науке никогда и не было, и быть не может. В цикле статей посвященных предмету (Философские
исследования, №3,2000; №1, 2001; №2, 2002) я показал, что рациональная наука все-таки
выработала единый метод обоснования, которым (в идеале) обосновывает (доказывает) свои теории, и что обоснованные
таким образом теории остаются истинными, не опровергнутыми в некоторой области
и после так называемого «опровержения». Но выработала это наука на
уровне стереотипа естественнонаучного мышления, на уровне теорий – образцов (прежде всего, механики Ньютона), обоснованных таким образом (тоже не идеально, но более-менее), но без того чтобы
сформулировать этот метод, представить его эксплицитно и обосновать его самого.
(Все это я сделал в упомянутом цикле статей). Но поскольку метод обоснования до сих пор не был оформлен в явном виде, то и как образец – эталон он со временем поблек и
расплылся, тем более в виду тех объективных трудностей, с которыми сталкивается современная физика.
Я не
стану излагать здесь заново единый метод обоснования, отправляя желающих к упомянутым
статьям. Но вот на
том, какой смысл получил термин «теория» в данном подходе, я хочу остановиться. Дело в
том, что если сам единый метод обоснования в его эксплицитном виде близок к
тому интуитивному представлению о нем,
которое с большей или меньшей внятностью есть у каждого ученого естественника,
то понятие теории в данном подходе уже значительно отличается от интуитивного
(к тому же весьма размытого сегодня). Теория в данном подходе – это, прежде всего, аксиоматически выстроенная теория. Кроме того, ее базовые понятия должны быть определены по требованиям единого
метода и по правилам этого метода должна быть осуществлена привязка базовых
понятий и аксиом –
постулатов к опыту. Но акцент я делаю на слове
«аксиоматически».
Именно аксиоматическое построение, прежде
всего, определяет разницу между расхожим в
естественных науках употреблением слова «теория» и теорией, соответствующей данному
подходу.
Построение теории, описывающей
некую новую область действительности, всегда начинается с опыта, с чувственного
соприкосновения с этой действительностью. При этом область действительности, которую мы хотим охватить нашей теорией,
определяется (даже если это и не провозглашается) на основе чувственной
близости, близости ощущений от тех объектов и явлений, которые мы включаем в
область, подпадающую под строящуюся теорию. (Ощущения не обязательно непосредственные, они могут быть опосредованны приборами). Ну, скажем, это сегодня мы знаем, что свет – это
электромагнитные волны. Но
что такое свет человек «знал» задолго до появления науки. «Знал», в смысле отличал его от
всего, что не свет. И делал это исключительно на основе сходства ощущений от
всего, что есть свет, и отличия их от ощущений от всего, что – не свет. Таким образом, когда наука занялась
светом, то область приложения еще не построенной теории была уже определена, в
смысле, наперед задана. И какие по ходу не строились
гипотезы – теории, их все, по молчаливому согласию и ни сколько не сомневаясь, что
только так можно и нужно, относили именно к этой области, непременно ко всей
ней, да еще так, чтобы никакую другую область (из тех, что по ощущениям – не свет) не зацепить нечаянно, не прихватить из нее
кусок, под действие данной теории. Но когда конкретные теории выстраивались и приближались более-менее к
обоснованности по единому методу, включая аксиоматическое построение (пусть это
делалось неявно и не до конца), то область их действия всегда расходилась с
той, для которой они строились изначально. (Другое дело, что это не всегда сразу и не до конца
осознавалось).
Возьмем,
скажем, «корпускулярную
теорию света». Строили ее для света, но реальная область ее действия,
истинности вовсе не свет, а потоки частиц любой природы, обладающих массой движения (вне зависимости от того, обладают ли они массой покоя). Для этой области она вполне может быть достроена
аксиоматически и дообоснованна по единому методу обоснования и тогда (для этой
именно области) она останется истинной и после появления ее опровержений, как
теории света. Я имею в виду явления дифракции и интерференции. Эти явления являются
опровержением
«корпускулярной теории света», рассматривающей свет только как поток частиц с
массой движения. (Напомню, что в аксиоматической теории запрещено рассматривать свойства не «забитые» в аксиомах). Но просто корпускулярную теорию, относящуюся не
к свету именно, а к любому потоку частиц (включая и свет, но не во всех его проявлениях) эти явления не опровергают. Для света же корпускулярная
теория есть гипотеза, а не теория, гипотеза, которая может быть опровергнута. Аналогично волновая теория
относится не к свету, а к волновым явлениям любой природы.
Так вот, в работах по единому методу я
показываю, что для теории, понимаемой в соответствии с
моим подходом (аксиоматически выстроенной, прежде всего), можно определить некую минимальную область ее истинности
(неопровержимости). Это
- область, в которой ее аксиомы
привязаны к опыту. Попытки
же применения такой теории за пределами привязки к опыту ее аксиом гипотетичны, равносильны гипотезе и соответствующие
выводы могут быть опровергнуты. Так, например, механика Ньютона (легко допускающая
аксиоматическую достройку и дообоснование по единому методу) в качестве минимальной области ее истинности и неопровержимости во времена
Ньютона должна была ограничиваться только теми скоростями, с которыми
человечество тогда опытно сталкивалось. Экстраполяция выводов этой теории вплоть до любых
(бесконечных) скоростей была незаконной
(гипотетичной) и, как
мы теперь знаем, была опровергнута опытом Майкельсона. Но, истинность механики Ньютона в области привязки ее
аксиом к опыту опыт Майкельсона не опровергает. («Истинность» здесь также надо понимать в том
смысле, в каком это делается в едином методе обоснования).
Что
касается большинства современных теорий, типа упомянутых в начале статьи, то они либо являются гипотезами в полной мере, либо это - теории, область истинности и непогрешимости которых
никто не определял по единому методу, и их выводы пытаются применять за пределами этой области. Чем это чревато, сказано выше.
Конечно,
для большинства этих теорий в силу объективной сложности
и даже невозможности на сегодня привязки их аксиом к опыту, сложно или невозможно определить (пока)
область их непогрешимости (минимальную). Но это надо воспринимать как
объективное ограничение на пути нашего познания (временное) и не выдавать
желаемое за действительное – не подавать общественности выводы, которые могут быть
опровергнуты действительностью, за неопровержимые выводы научной тории.