Диалектика

                                                             А.Воин

                                                                                                             18.9.05

      Даже для многих, начисто отринувших Маркса, как философа, тоже – крайность, диалектика Гегеля продолжает оставаться чем-то вроде священной коровы, не допускающей критики. Нет, ее, конечно, тоже не следует выбрасывать всю на помойку, как и марксизм, но…

     Кой-какие «но» я уже высказал в «Побритии бороды Карла Маркса..». Здесь хочу добавить. Возьмем знаменитую гегелевскую борьбу противоположностей, от которой рождается истина и происходит прогресс, подаваемую им, как универсальный закон развития. Надо сказать, бывает что из борьбы противоположностей проистекает истина и происходит прогресс. Но бывает и наоборот. Так что подавать это как универсальный закон – неверно и вредно.

    Нигилизм, анархизм, модернизм, авангардизм возникли и стоят на противопоставлении себя серому миру обывателя, но ни к какой истине и ни к какому прогрессу эта борьба противоположностей не привела и не приведет никогда. Наоборот, их шумная борьба как раз и мешает пробиться, быть услышанной духовной истине. Крайности сходятся, но не рождают истину. Обыватель вместо морали может усвоить антимораль, столь же, кстати, но более противно, ограничивающую свободу, но духовным он от этого не становится. Андерграунд, пока он действительно андерграунд, имеет хоть элементы духа (пусть отрицательного), но победив и продолжая называть себя андерграундом, хотя никто его уже не преследует и не зажимает и сытые ряхи в богатых тряпках, он становится еще более противным обывателем, чем базарные торговки худшего пошиба (не хочу обижать всех торгующих на базаре) Не удивлюсь, если скоро, чтобы отмазаться от андерграунда появятся группы, которые будут себя называть граундом.

    И таких примеров можно привести еще много.

Hosted by uCoz