Ценности эпохи плюрализма
Людмила Баева
С позиции предлагаемой автором экзистенциальной аксиологии,
ценности рассматриваются как доминанты сознания и экзистенции, направленные на
достижение совершенного бытия, креативно влияющие на внутреннее развитие
личности и окружающий мир через наполнение их значимостью и смыслами. Ценности
рассматриваются как Ответы личности на ключевые экзистенциальные вопросы
(смерти, одиночества, абсурдности, несвободы), попытки внести в существование,
не имеющего заранее заданной цели и смысла, значения, создать (или изменить)
себя и мир в соответствии с собственной преференцией. Ценностное творчество
является выражением свободы личности по отношению к природно-социальной
программе, возможностью «перекодировки» собственного Я и окружающего мира в
направлении значимого идеала и, следовательно, важнейшим фактором саморазвития.
Главным направлением динамики аксиосферы современности стал
переход от классических ценностей к неоклассическим ценностям, связанный с
эпохой потребления, информатизации, глобализации и т.д. Классические ценности,
развивающиеся от античной классики до европейской классической традиции XIX в.,
указывали на приоритеты духа, души, разума, порядка, гуманизма, прогресса,
просвещения и др. Глобальные перемены в отношениях человека в миру, природе, власти,
собственности, Другому привели к качественно новым ориентирам, сущность которых
заключается в повороте к телесности, гедонизму, плюрализму, толерантности,
иррационализму и др. Неоклассические ценности выражают перенос заботы и
внимания субъекта с духовной (интеллектуально-нравственной) сферы на
материальную (телесно-вещную); замену этнокультурных доминант глобально
унифицированными; трансформацией культа знания и просвещения в культ
удовольствия и естественности; уход от этического и аксиологического монизма в
«форсированный плюрализм»; «освобождение» от стремления к идеалу и
трансцендентному миру в пользу прагматизма и утилитаризма; замена творчества –
потреблением, жизни – игрой, реальных отношений – виртуальными; содержания -
формой, - что вызывает изменения и самого субъекта. Причинами этих изменений в
той или иной степени стали:
·
кризис
монистических по выражению принципов классической эпохи: очевидность утопии
развития идеального человека, исключительно конструктивного разума,
«для-всех-справедливого общества» и т.д.
·
утверждение
свободы в условиях «массовой культуры» как возможности средне и мало
образованного большинства заявить свои ценности в качестве приоритетных;
·
глобализационные
сдвиги, порождающие смешение и конфликты в этно-конфессиональной сфере и
осознание толерантности в качестве единственной формы возможных отношений
цивилизаций;
·
процессы
информатизации, вызывающие появление феноменов виртуального мира, заменяющих
реальные процессы – моделируемыми субъектами, растворяющими личность в
коллективном сознании информационной Сети;
·
обоснование
неопределенности, хаоса в качестве конструктивного начала; плюрализма и
многоальтернативности как принципов развития систем;
·
формируемый
СМИ «общества потребления» культ «гламурной» жизни, соединивший и возвеличивший
пошлость, роскошь, искусственность, постоянное обновление;
·
бессодержательность
современной массовой, шлягерно-симулякровой культуры; растворение
эзотерического в профаном, элитарного – в массовом, вызывающие замену
интеллектуально-нравственных поисков смысла жизни - эмоционально-допинговыми,
торжество повседневности над возвышенностью, формы над содержательной
нагруженностью;
·
унификация
образа жизни, формирующая стереотипную форму сознания, как следствие,
аполитичность, пассивность, состояние постоянной «скуки», «усталости» от жизни,
поиск экстремальных развлечений, «бегство от реальности», «экзистенциальный
вакуум».
В XX веке мир и человек оказались перед угрозами своего
существования, поэтому целый ряд ценностей, долгое время господствующих в
сознании и творческой активности людей начал трансформироваться и искажаться.
Классическое наследие эпохи Просвещения утверждало в качестве высших ценностных
приоритетов Человека, Разум, Прогресс, любовь к ближнему, долг перед
отечеством, альтруизм, свободу и т.д. На протяжении нескольких веков в
европейской литературе и в искусстве в целом, в исторической науке
последовательно развивались гуманистический, прогрессистский, патриотический
подходы. Однако XX век не оправдал возлагаемых надежд. Две мировые войны,
кровавые революции, тоталитарные режимы, экономические и экологические кризисы
показали, что разум не является универсальным инструментом достижения царства
справедливости, свободы и процветания. Как реакция, наступает кризис
классических ценностных установок: гуманизм сменился антигуманизмом,
прогрессизм – плюрализмом, рационализм – иррационализмом. Предвестниками
критики классических ценностей были еще А. Шопенгауэр, и Ф. Ницше, труды
которых в XX веке приобрели невиданную популярность.
Новые постмодернистские установки всячески избегают
категоричности и однозначности, главными ценностями становятся свобода,
терпимость к Другому, активность, инновации, творчество, знание, самовыражение
и т.д. Поворот от всеобщих, тотальных ценностей к индивидуалистическим,
эгоцентрическим вызывает низвержение прежде незыблемых духовных авторитетов.
Кризис монистических учений, тоталитарных режимов, нормативной этики,
религиозной ортодоксии обусловил современный аксиологический персонализм, в
котором высшую ценность приобрело бытие личности. Игнорирование
индивидуальности, продолжавшееся на протяжении длительного времени развития
цивилизации, породило сверхиндивидуализм и нарциссизм, в свою очередь
чрезвычайно опасных в своих крайних проявлениях и вызывающих острую критику
сторонников классической культуры, морали, науки, политики. Парадоксом
современной эпохи является усиление множественности, фрагментация, повышение
роли единичного, личностного на фоне разворачивающейся интеграции форм
жизнедеятельности, глобализации информации, экономики и культуры. Утверждение
космополитических ценностей сопутствует усилению националистических настроений,
технократическое мировоззрение – взрыву мистицизма, массовая культура –
эгоцентризму, либеральные приоритеты – культу насилия. Следует отметить, что
классические ценности не просто переросли в неоклассические, а были
«революционно» отброшены, сметены новым поколением.
Подобные «переоценки ценностей» происходили и ранее, сопровождая
локальные социальные потрясения и сдвиги. Спецификой современного феномена
ценностных трансформаций является его всемирный характер, обусловленный
прохождением человечеством определенной «меры» в развитии, прохождением ряда
предельных состояний, которые многократно умножили, синтезировали отдельные
кризисные ситуации и тенденции. Человечество стало единым не только в
результате эффекта «осевого времени» и развития научных революций, охвативших
мир, но также в силу слияния рынков сырья, труда, финансов, создания глобальной
информационной Сети, общих экологических, демографических, военных проблем. Это
единство, однако, лишь формально. В реальности, как известно, воссоединение
народов протекает очень неравномерно и болезненно. Главные проблемы эпохи
глобализации связаны со значительным различием в уровне жизни стран, вступающих
в данный процесс; с приоритетом национальных ценностей над интернациональными;
с процессом монополизации (во всемирном масштабе) в сфере экономики, политики и
культуры; с утверждением культа науки и ее утилитарным истолкованием; с
коммерциализацией всех сторон жизни и т.д. Ответом на эти проблемы стали
цивилизационные, межэтнические, межконфессиональные, внешне и
внутриполитические конфликты, вызвавшие стремление к тотальному пересмотру
ценностей прошлой эпохи.
Наиболее значительные перемены в ценностях личности и общества
произошли в связи с процессами информатизации (информационная революция);
либерализации (постмодернистская революция); всемирной миграции и интеграции
(глобализационная эволюция); переменами в научных парадигмах (синергетическая
научная революция).
Человек постнеклассической эпохи отпущен на свободу в
социально-политическом и моральном плане, но чрезвычайно зависим в
экономической и информационной сферах. Им движут, прежде всего, стремления к чувственным
удовольствиям, потреблению и прибыли, которые никогда не могут быть насыщены.
Это не дает возможности чувствовать себя счастливым, гармоничным, добившимся
цели. Личность оказывается потерявшей свои важнейшие основания: вместе с
ценностями, Бога, социума, Другого исчезла и ценность человека для мира, с
одной стороны, и в постоянной погоне за благами исчезла глубина и укорененность
в мире, с другой. Ключевыми состояниями нашей жизни становятся перемены,
неопределенность, форсированные инновации, виртуальность сознания и отношений.
«Поток сознания» оказался ценнее логически построенных систем, субъект
отвернулся от объекта, а затем потерял и себя самого. Мир не познается, а
скорее «взламывается» и используется. Человек меняет свою сущность: сегодня он
«человек использующий, потребляющий, развлекающийся». Как «подвижный в
подвижной среде» он находится в бесконечном становлении, бескачественном росте,
являясь сгустком свободы, которую по-настоящему не на что потратить, кроме
потребления всевозможных благ. Эпоха свободы обернулась, прежде всего, свободой
от идеологии и морали, и сегодня важно понять, что эти понятия не имеют
имманентной связанности. Сущность морали не во внешней регуляции поведения, а в
самоконтроле и саморазвитии. Поэтому, стремясь от тотальности к свободе, важно
не оторваться от высших ценностей, а найти их самому, утвердиться в себе как в
человеке не в силу вынужденной коммуникации, идейной обработки, зомбирования, а
в результате собственного роста от первичных витальных потребностей к
социально-значимым и духовно-нравственным. И если раньше духовному росту мешали
внешние причины в виде идеологических парадигм, принятых в обществе стереотипов
поведения, то на современного человека оказывают подобное влияние иные факторы:
реклама эгоцентрического образа жизни, возведенное в культ наслаждение,
виртуальная зависимость, потеря связи с традицией.
Представители нового поколения, «Generation-X», выбирают
независимость от социума, либо погружаясь в созданный ими мир «вирта», либо
объединяясь в различные сообщества типа underground, либо намеренно держаться в
тени, пытаясь спрятаться, затеряться. Асоциальность и эгоцентризм становятся
чертами не только бунтующих подростков, но и инфантильных молодых людей,
ставших заложниками сытого общества потребления. Массовое, глобализирующееся
общество стоит на пороге качественных перемен в мировоззрении: создания
космополитических ценностей, синтезирующих множественность созданных
человечеством культурных традиций, снятия трёх ключевых антиномий: «Запад -
Восток», «Личность - Общество», «Общество - Природа». Разрешение этих
антиномий, их снятие является важнейшей задачей нового поколения, живущего в
условиях свободы, плюрализма и глобального единства.
Что же включает список современных ценностей, которые необходимо
сохранить в условиях плюрализма и инновационных перемен? Прежде всего, это
нравственные ценности – бескорыстная доброта, честь, честность, уважение к
жизни, ненасилие; когнитивные ценности – истина, знание, наука; социальные
ценности: семья, дети, любовь, дружба, Другой, мир, достижения культуры;
витальные ценности – жизнь, безопасность, здоровье. Эти ценности относятся к разряду тех,
утрата которых способна привести к утрате не только культурных достижений
социума, но и к разрушению самого человека. Отличием современной эпохи является
то, что сегодня не только большинство граждан утрачивают духовные приоритеты
(это имело место и раньше), но в том, что элита, субъекты высших ценностей,
оказываются вовлеченными в прагматизм и технократизм.Что касается ценностей
эстетического, мистического, экзистенциального типов, то они в большей степени
связаны с уникальностью индивидов и их плюрализм не противоречит Жизни,
Культуре, Свободе Другого, но при условии сохранения в качестве приоритетных
тех, что были указаны выше – нравственных, социальных и т.д.
К разряду наиболее разрушительных для Культуры и Человека
пороков современности мы могли бы отнести моральный плюрализм -
как допустимость и оправдание зла, насилия, воровства (плагиата, коррупции);
бездуховность, как прагматизацию, коммерциализацию всех сторон жизни их
подчиненность культу материального успеха, достижимого любой ценой; агрессивность
как исходную по отношению. Другому установку, предполагающую непримиримость
к инакомыслию поведение с позиции силы.
Разрушительные тенденции сегодня набирают силу и противостояние
им – задача в первую очередь современного образования и творчества духовной
элиты.