Ценности эпохи плюрализма

Людмила Баева

С позиции предлагаемой автором экзистенциальной аксиологии, ценности рассматриваются как доминанты сознания и экзистенции, направленные на достижение совершенного бытия, креативно влияющие на внутреннее развитие личности и окружающий мир через наполнение их значимостью и смыслами. Ценности рассматриваются как Ответы личности на ключевые экзистенциальные вопросы (смерти, одиночества, абсурдности, несвободы), попытки внести в существование, не имеющего заранее заданной цели и смысла, значения, создать (или изменить) себя и мир в соответствии с собственной преференцией. Ценностное творчество является выражением свободы личности по отношению к природно-социальной программе, возможностью «перекодировки» собственного Я и окружающего мира в направлении значимого идеала и, следовательно, важнейшим фактором саморазвития.

Главным направлением динамики аксиосферы современности стал переход от классических ценностей к неоклассическим ценностям, связанный с эпохой потребления, информатизации, глобализации и т.д. Классические ценности, развивающиеся от античной классики до европейской классической традиции XIX в., указывали на приоритеты духа, души, разума, порядка, гуманизма, прогресса, просвещения и др. Глобальные перемены в отношениях человека в миру, природе, власти, собственности, Другому привели к качественно новым ориентирам, сущность которых заключается в повороте к телесности, гедонизму, плюрализму, толерантности, иррационализму и др. Неоклассические ценности выражают перенос заботы и внимания субъекта с духовной (интеллектуально-нравственной) сферы на материальную (телесно-вещную); замену этнокультурных доминант глобально унифицированными; трансформацией культа знания и просвещения в культ удовольствия и естественности; уход от этического и аксиологического монизма в «форсированный плюрализм»; «освобождение» от стремления к идеалу и трансцендентному миру в пользу прагматизма и утилитаризма; замена творчества – потреблением, жизни – игрой, реальных отношений – виртуальными; содержания - формой, - что вызывает изменения и самого субъекта. Причинами этих изменений в той или иной степени стали:

·        кризис монистических по выражению принципов классической эпохи: очевидность утопии развития идеального человека, исключительно конструктивного разума, «для-всех-справедливого общества» и т.д.

·        утверждение свободы в условиях «массовой культуры» как возможности средне и мало образованного большинства заявить свои ценности в качестве приоритетных;

·        глобализационные сдвиги, порождающие смешение и конфликты в этно-конфессиональной сфере и осознание толерантности в качестве единственной формы возможных отношений цивилизаций;

·        процессы информатизации, вызывающие появление феноменов виртуального мира, заменяющих реальные процессы – моделируемыми субъектами, растворяющими личность в коллективном сознании информационной Сети;

·        обоснование неопределенности, хаоса в качестве конструктивного начала; плюрализма и многоальтернативности как принципов развития систем;

·        формируемый СМИ «общества потребления» культ «гламурной» жизни, соединивший и возвеличивший пошлость, роскошь, искусственность, постоянное обновление;

·        бессодержательность современной массовой, шлягерно-симулякровой культуры; растворение эзотерического в профаном, элитарного – в массовом, вызывающие замену интеллектуально-нравственных поисков смысла жизни - эмоционально-допинговыми, торжество повседневности над возвышенностью, формы над содержательной нагруженностью;

·        унификация образа жизни, формирующая стереотипную форму сознания, как следствие, аполитичность, пассивность, состояние постоянной «скуки», «усталости» от жизни, поиск экстремальных развлечений, «бегство от реальности», «экзистенциальный вакуум».

В XX веке мир и человек оказались перед угрозами своего существования, поэтому целый ряд ценностей, долгое время господствующих в сознании и творческой активности людей начал трансформироваться и искажаться. Классическое наследие эпохи Просвещения утверждало в качестве высших ценностных приоритетов Человека, Разум, Прогресс, любовь к ближнему, долг перед отечеством, альтруизм, свободу и т.д. На протяжении нескольких веков в европейской литературе и в искусстве в целом, в исторической науке последовательно развивались гуманистический, прогрессистский, патриотический подходы. Однако XX век не оправдал возлагаемых надежд. Две мировые войны, кровавые революции, тоталитарные режимы, экономические и экологические кризисы показали, что разум не является универсальным инструментом достижения царства справедливости, свободы и процветания. Как реакция, наступает кризис классических ценностных установок: гуманизм сменился антигуманизмом, прогрессизм – плюрализмом, рационализм – иррационализмом. Предвестниками критики классических ценностей были еще А. Шопенгауэр, и Ф. Ницше, труды которых в XX веке приобрели невиданную популярность.

Новые постмодернистские установки всячески избегают категоричности и однозначности, главными ценностями становятся свобода, терпимость к Другому, активность, инновации, творчество, знание, самовыражение и т.д. Поворот от всеобщих, тотальных ценностей к индивидуалистическим, эгоцентрическим вызывает низвержение прежде незыблемых духовных авторитетов. Кризис монистических учений, тоталитарных режимов, нормативной этики, религиозной ортодоксии обусловил современный аксиологический персонализм, в котором высшую ценность приобрело бытие личности. Игнорирование индивидуальности, продолжавшееся на протяжении длительного времени развития цивилизации, породило сверхиндивидуализм и нарциссизм, в свою очередь чрезвычайно опасных в своих крайних проявлениях и вызывающих острую критику сторонников классической культуры, морали, науки, политики. Парадоксом современной эпохи является усиление множественности, фрагментация, повышение роли единичного, личностного на фоне разворачивающейся интеграции форм жизнедеятельности, глобализации информации, экономики и культуры. Утверждение космополитических ценностей сопутствует усилению националистических настроений, технократическое мировоззрение – взрыву мистицизма, массовая культура – эгоцентризму, либеральные приоритеты – культу насилия. Следует отметить, что классические ценности не просто переросли в неоклассические, а были «революционно» отброшены, сметены новым поколением.

Подобные «переоценки ценностей» происходили и ранее, сопровождая локальные социальные потрясения и сдвиги. Спецификой современного феномена ценностных трансформаций является его всемирный характер, обусловленный прохождением человечеством определенной «меры» в развитии, прохождением ряда предельных состояний, которые многократно умножили, синтезировали отдельные кризисные ситуации и тенденции. Человечество стало единым не только в результате эффекта «осевого времени» и развития научных революций, охвативших мир, но также в силу слияния рынков сырья, труда, финансов, создания глобальной информационной Сети, общих экологических, демографических, военных проблем. Это единство, однако, лишь формально. В реальности, как известно, воссоединение народов протекает очень неравномерно и болезненно. Главные проблемы эпохи глобализации связаны со значительным различием в уровне жизни стран, вступающих в данный процесс; с приоритетом национальных ценностей над интернациональными; с процессом монополизации (во всемирном масштабе) в сфере экономики, политики и культуры; с утверждением культа науки и ее утилитарным истолкованием; с коммерциализацией всех сторон жизни и т.д. Ответом на эти проблемы стали цивилизационные, межэтнические, межконфессиональные, внешне и внутриполитические конфликты, вызвавшие стремление к тотальному пересмотру ценностей прошлой эпохи.

Наиболее значительные перемены в ценностях личности и общества произошли в связи с процессами информатизации (информационная революция); либерализации (постмодернистская революция); всемирной миграции и интеграции (глобализационная эволюция); переменами в научных парадигмах (синергетическая научная революция).

Человек постнеклассической эпохи отпущен на свободу в социально-политическом и моральном плане, но чрезвычайно зависим в экономической и информационной сферах. Им движут, прежде всего, стремления к чувственным удовольствиям, потреблению и прибыли, которые никогда не могут быть насыщены. Это не дает возможности чувствовать себя счастливым, гармоничным, добившимся цели. Личность оказывается потерявшей свои важнейшие основания: вместе с ценностями, Бога, социума, Другого исчезла и ценность человека для мира, с одной стороны, и в постоянной погоне за благами исчезла глубина и укорененность в мире, с другой. Ключевыми состояниями нашей жизни становятся перемены, неопределенность, форсированные инновации, виртуальность сознания и отношений. «Поток сознания» оказался ценнее логически построенных систем, субъект отвернулся от объекта, а затем потерял и себя самого. Мир не познается, а скорее «взламывается» и используется. Человек меняет свою сущность: сегодня он «человек использующий, потребляющий, развлекающийся». Как «подвижный в подвижной среде» он находится в бесконечном становлении, бескачественном росте, являясь сгустком свободы, которую по-настоящему не на что потратить, кроме потребления всевозможных благ. Эпоха свободы обернулась, прежде всего, свободой от идеологии и морали, и сегодня важно понять, что эти понятия не имеют имманентной связанности. Сущность морали не во внешней регуляции поведения, а в самоконтроле и саморазвитии. Поэтому, стремясь от тотальности к свободе, важно не оторваться от высших ценностей, а найти их самому, утвердиться в себе как в человеке не в силу вынужденной коммуникации, идейной обработки, зомбирования, а в результате собственного роста от первичных витальных потребностей к социально-значимым и духовно-нравственным. И если раньше духовному росту мешали внешние причины в виде идеологических парадигм, принятых в обществе стереотипов поведения, то на современного человека оказывают подобное влияние иные факторы: реклама эгоцентрического образа жизни, возведенное в культ наслаждение, виртуальная зависимость, потеря связи с традицией.

Представители нового поколения, «Generation-X», выбирают независимость от социума, либо погружаясь в созданный ими мир «вирта», либо объединяясь в различные сообщества типа underground, либо намеренно держаться в тени, пытаясь спрятаться, затеряться. Асоциальность и эгоцентризм становятся чертами не только бунтующих подростков, но и инфантильных молодых людей, ставших заложниками сытого общества потребления. Массовое, глобализирующееся общество стоит на пороге качественных перемен в мировоззрении: создания космополитических ценностей, синтезирующих множественность созданных человечеством культурных традиций, снятия трёх ключевых антиномий: «Запад - Восток», «Личность - Общество», «Общество - Природа». Разрешение этих антиномий, их снятие является важнейшей задачей нового поколения, живущего в условиях свободы, плюрализма и глобального единства.

Что же включает список современных ценностей, которые необходимо сохранить в условиях плюрализма и инновационных перемен? Прежде всего, это нравственные ценности – бескорыстная доброта, честь, честность, уважение к жизни, ненасилие; когнитивные ценности – истина, знание, наука; социальные ценности: семья, дети, любовь, дружба, Другой, мир, достижения культуры; витальные ценности – жизнь, безопасность, здоровье. Эти ценности относятся к разряду тех, утрата которых способна привести к утрате не только культурных достижений социума, но и к разрушению самого человека. Отличием современной эпохи является то, что сегодня не только большинство граждан утрачивают духовные приоритеты (это имело место и раньше), но в том, что элита, субъекты высших ценностей, оказываются вовлеченными в прагматизм и технократизм.Что касается ценностей эстетического, мистического, экзистенциального типов, то они в большей степени связаны с уникальностью индивидов и их плюрализм не противоречит Жизни, Культуре, Свободе Другого, но при условии сохранения в качестве приоритетных тех, что были указаны выше – нравственных, социальных и т.д.

К разряду наиболее разрушительных для Культуры и Человека пороков современности мы могли бы отнести  моральный плюрализм - как допустимость и оправдание зла, насилия, воровства (плагиата, коррупции); бездуховность, как прагматизацию, коммерциализацию всех сторон жизни их подчиненность культу материального успеха, достижимого любой ценой; агрессивность как исходную по отношению. Другому установку, предполагающую непримиримость к инакомыслию поведение с позиции силы.

Разрушительные тенденции сегодня набирают силу и противостояние им – задача в первую очередь современного образования и творчества духовной элиты.

 

Hosted by uCoz