Полемика с
писателем Андреем Андряевым
А.Воин
;4.02.06
Полемика возникла в связи с комментарием А. Андряева на мой
философский этюд «Лем и Лосев – крайности, которые сходятся» и ее можно
прочитать полностью по адресу: http://www.proza.ru/texts/2005/02/27-43.html.
Здесь привожу лишь отрывок из последнего замечания А. Андряева и мой ответ на него
А.Андряев:
Что касается конечной судьбы мира, то его гибель очевидна для христианина. Другое дело, ка ккаждый приходит к этой мысли и что делает после осознания ее. Лосев, как верующий человек, как монах, считал, что главное действие, способное спасти человека - молитва. Для материалиста или неверующего молитва - всего лишь пустое оправдание ничегонеделания, для верующего - художество из художеств, единственный действенный инструмент как раз заботы о мире. И христиане веруют, что если мир до сих пор существует, то только благодаря молитвам праведников и святых.
Мой ответ:
Не хочу развивать разговор в сторону обсуждения творчества и личностей Лосева и Толкинена.
Не потому, что это не интересно и не важно, а потому, что на обсуждение всего
интересного времени не хватает. Ограничусь главным, т.е. как раз тем, с чего
наш спор начался. Я утверждал, что Лосев и Лем сходятся в том, что нет смысла
занимать активную позицию в этой жизни, хотя каждый аргументирует этот вывод
по-своему. Добавлю сейчас, что этого вывода придерживается еще не малое
количество мыслителей и огромное количество людей «простых», т. е. не
претендующих на роль мыслителей. Вы возразили мне в отношении Лосева и вот
теперь в продолжение спора Вы приводите уточненную позицию Лосева по вопросу.
На этот раз я согласен, что это и есть действительная позиция Лосева и не
только его и Ваша но и большинства, по моему, христиан (к счастью не всех). Но
эта позиция лишь по видимости отличается от позиции Лема, ибо молитва не может
заменить действия. И Лосев в глубине души это отлично понимал. Иначе, зачем бы
он писал свои книги. Молился бы себе и баста. Но я утверждаю более того: для
вывода, что верующему человеку достаточно молиться и можно более ничего не
делать, нет ни малейшего основания в Учении Иисуса Христа и уж тем более –
Моисея
Я подробно анализирую это в «От Моисея до постмодернизма..», куда и отсылаю Вас и прочих сторонников Вашей позиции. Здесь напомню лишь слова Иеремии: «Не молись и не воруй». Я же утверждаю более того, что не только «Не воруй», но обязательно делай все, что ты можешь, чтобы этот мир, Творение Творца, не отправился в тартарары раньше времени, а уж потом молись или не молись. Это то, чему учит Библия на самом деле. А то, что мир (этот земной мир) конечен во времени, в том спору нет, и в этом с Вами согласится и верующий и не верующий. Только к предмету нашего спора это отношения не имеет.